Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
11
Огорчение
7
Палец вверх
10
Палец вниз
5
Аплодирую
12
Рука лицо
10
©

“С чего начинается спортивная мечта: о гимнастике в быту и на помосте”

Фото: sportgymrus.ru

— Да не только в гимнастику, вообще надо детей в спорт отдавать: надолго или нет — неважно. Спорт воспитывает, во-первых, характер, во-вторых, ответственность, занятия же в группе проходят, все смотрят друг на друга, развиваются. А гимнастика — достаточно сложный вид спорта на высоком уровне, но тем и красив. И на начальном этапе развивает все необходимые качества как физически, так и морально. Семейное у нас, получается, дело? Да, мама — тренер, папа — тренер, дочку никто в зал не затягивал, но ей самой нравится, так почему бы и не попробовать?

Тут Николай заулыбался, поясняя, что все же общим интересом не надо накрывать всю жизнь: дом — домом, зал — залом. А не так, чтобы обязательно «сесть и под яичницу расписать комбинацию на брусьях». Но есть у него один важный совет мамам-папам, которые только-только выбрали спортивную секцию и, может, ждут чего-то сразу: если ребенку заниматься в ней по душе, то и родителям нужно, отдав малыша в какое-то дело, болеть за него всей душой.

Ум и сила

«Болеть всей душой» за детский спорт — важная задача для взрослых. Потому и идет сейчас корректировка в спортивном мире России: детский спорт в какой-то момент либо на коммерческие рельсы перешел, либо оказался не у дел. А это значит — оказалась разорвана преемственность между начальной и дальнейшей селекцией. Первый этап знакомства со спортом — это ведь не только специализированные группы с раннего возраста. Но и те секции, где можно элементарно погонять мячик, повисеть на турнике или освоить шведскую стенку.

Трехкратный олимпийский чемпион борец Александр Карелин уверен, что спорт надо начинать именно с этого. А физическая активность — это не развитие только мышц или навыков. Потому и вспоминал как-то Карелин об одной школе, в которой много лет назад доктор биологических наук педагог Вадим Константинович Бальсевич разработал методику спортивной подготовки. И в Новом Уренгое, в муниципальной гимназии с гуманитарным уклоном, ее применили на практике, создав такие условия для занятий спортом, которым могла бы позавидовать даже детская спортивная школа. Там было все: начиная от дневников самоконтроля, где прописаны антропометрические данные учеников, сданные нормативы, меняющиеся показатели, заканчивая классами лечебной физкультуры и 11 спортивными кружками. «Все просто. Хотите, чтобы ребенок справлялся с учебной программой, развивайте его физически», — делает выводы Карелин.

Кладезь и поставщик

А спортивную науку пишут на практике детские тренеры. Общефизическая подготовка малышей с трех лет с элементами гимнастики — это просто кладезь знаний. В этом направлении работает уникальный тренер — знаменитая гимнастка Ольга Мостепанова. Ольгу много раз спрашивали: что это вообще такое — ОФП с элементами гимнастики? А это то, с чего начинается грамота движения.

Потому и считает специалист, что главное преимущество гимнастики в том, что она позволяет давать ребенку разнообразные упражнения на все группы мышц, развивает не только силу, но и гибкость, координацию движений. Только ли для большого спорта? Вовсе нет: гимнастика учит детей элементарным навыкам безопасности на той же детской площадке. Если специально обратить внимание, то видно, что далеко не все ребята могут, например, подпрыгнуть на одной ножке несколько раз. А когда падают с качелей или перекладины, чаще всего приземление почему-то приходится не на ноги, а на спину.

Все мы это видели много раз и много раз охали. Потому что — страшно. А специалисты знают: спрыгивать тоже нужно уметь — нельзя разжимать пальцы рук в тот момент, когда тело на махе идет вперед, нужно подтянуть плечи немного вверх, как бы надавить руками на перекладину и только после этого отпускать ее. Но если руки слабые, сделать это сложно. А те самые всем известные отжимания, подтягивания, «мостики» и «березки», упражнения на растяжку помогут уже к пяти годам достичь почти гимнастической гибкости. Вот такая цепочка развития и самосохранения в том числе.

Гимнастика — вообще поставщик многих видов спорта. Если ребенок пришел из гимнастического зала, то базовая работа уже проделана. И почти все спортсмены используют гимнастику в своей подготовке.

Фото: sportgymrus.ru

Чтобы по потолку не ходил

На начальную подготовку приходят разные дети, и, как говорят тренеры, не надо родителям бояться, что при наборе малыш окажется хуже других, не справится даже с элементарными вещами. Хотя последнее — вполне частое явление, но пришли-то они как раз затем, чтобы научиться. Поначалу — да, если ребенок слабенький, его надо на первых порах страховать. Но при систематических занятиях приходит и сила. И если ручки или ножки не такие прямые, как хотелось бы, или косолапые, то за год, как правило, уже видны изменения в лучшую сторону. Приводят детей и с пониженным тонусом в мышцах, с такими ребятами специалистам работать сложно: они как тряпичные куклы, тело разболтанное, мягкое, но результат грамотных занятий оправдывает вложение сил.

Тренеры знают, что родители часто ведут ребенка в зал и для самодисциплины. Взрослые спортсмены это называют потом по-другому, проще: «со мной никто справиться не мог, я по потолку ходил и на шкафах сидел, вот в гимнастику и привели». А в зале, как уточняет Ольга Мостепанова, тренер просто с ума сходит, пытаясь как-то увлечь и удержать тех, что слезли со шкафа, но продолжают заводить всю группу. Правда, проходит время и… на тренировки приходит совсем другой человек.

Одно из главных правил для специалистов, занимающихся с маленькими, — не считать, что все дети в группе одинаковые. Подходы нужны, конечно, разные. Потому что и характеры, и темпераменты тоже разные. Кому-то нужна строгость, кому-то — поощрение. Занятия юных — это не спортивная школа, где критерии работы более строгие. С малышами надо соединить и дисциплину, и свободу. А искусство тренера в том, как считает Мостепанова, чтобы держать баланс.

Но все малыши должны понять: гимнастический зал не площадка в парке или детский аттракцион. Расписание для детских групп ОФП составлено таким образом, чтобы народу в зале было немного. И все же ребенка нужно научить помнить: на тренировке нельзя отвлекаться на поболтать или потолкаться.

Но для этого малышей нужно увлечь самим тренировочным процессом. Батут — Николай Крюков с дочкой не зря на нем так увлеченно скакал — беспроигрышный вариант, тут уговаривать никого не надо. Но это — конец тренировки, что называется, на сладкое. А сами занятия — сплошная радость: вот зайчики и белочки прыгают, вот — паучки (ножками вперед) и тараканчики (на ручках и ножках) бегают, а потом и кошечки спинки выгибают. Все весело, и каждый элемент важен: потому что нужны система и правильность исполнения.

Это потом, на важных турнирах, если кто-то из начинающих заниматься останется в спорте, они будут показывать суперсложные элементы. Хотя и там будет такой же путь вверх — только от сложного к еще более сложному. Но на начальном уровне нужно пока пробираться вперед от самого простого. Кто-то может уже очень быстро залезть по шведской стенке? Теперь пусть на одних руках маршрут вверх и вниз освоит. Хорошо уже стоит в «мостике» — пусть пробует в таком состоянии пошагать.

Мамы с папами знают, что те, кто старался и занятия не пропускал, через год-два регулярных тренировок смогут делать стойку на голове, «колесо», садиться на шпагат, а еще и выполнять простые упражнения на кольцах, на коне. А несколько раз в год для самых маленьких еще и соревнования проходят.

С чего начинается мечта

Кстати, соревнования — это то, что способно расшевелить сразу все слои вовлеченных в процесс подготовки гимнастических кадров по всей стране. И тренеров, и руководителей, и родителей, и самих юных спортсменов.

Жизнь наша сегодня такова, что любое мероприятие (не только в спорте) еще и получает свою трансляцию на разных каналах и своих последователей. В соцсети выложат родители видео или фото — вот и повод для гордости семьи, а событию — реклама. Да еще и ребенок, причем каждый участник, домой с медалью возвращается.

Олимпийская чемпионка Светлана Хоркина много лет проводила свой гимнастический турнир в родном Белгороде, сейчас он временно переехал на другую площадку. Каждый раз, открывая соревнования, Светлана не устает говорить гостям и родителям: спортивная гимнастика — базовый вид спорта, очень доступный, очень социальный. Детям не надо покупать дорогую форму, какую-то специальную дорогостоящую экипировку. И очень важно, чтобы мечты у детей сбывались. А соревнования дают им повод для гордости и, независимо от результата, толкают вперед. Проиграл? Надо выиграть. Выиграл? Надо остаться лидером.

Но прежде чем сбыться, мечта должна появиться. И у всех это тоже происходит по-разному: не так, что пришел в зал и тут же понесся за мечтой выигрывать все и везде. Мама одного шестилетнего гимнаста, например, рассказывает, что сын пока занимается гимнастикой… просто потому, что занимается. Ребенку нужен соперник, но пока тот, кого он хорошо знает: например, друг, с которым занимается. А чтобы понять, что такое конкуренция, надо ее почувствовать. И соревновательный дух тоже, видимо, должен вырасти. А такие ощущения важны ведь не только для спорта, куда же в современной жизни без умения соперничать?

Фото: sportgymrus.ru

Мама и тренер рядышком

Многие известные спортсмены, а именно на них равняются дети, которых приводят заниматься родители в залы, говорят: нужно сделать так, чтобы заниматься спортом было модно. А вот Александр Карелин вносит корректировку: ему больше нравится слово «почетно». Потому что если ты занимаешься спортом, значит, не такой, как все, ты лучший, у тебя есть рвение, воля. Правда, напоминает чемпион, есть и другие истории. Многие регулярно водят детей на занятия, и это превращается в «некую жертвенность». Родители сами становятся заложниками ситуации, потому что хотят больше, чем их дети. Особенно это касается популярных видов спорта: тенниса, фигурного катания, хоккея. А спустя годы ранних вставаний и бесконечных поездок на тренировки сын или дочь заявляют, что спорт надоел и «никогда больше»… И кого винить? Проблема тут, конечно, не в тренере, не в созданных условиях, а внутри семьи. Не услышали вовремя, не поверили.

Связка «тренер—семья» важна, но очень многослойна. И не всегда в отношениях бывает все идеально, как на плакате: тренер и родители рука об руку идут к успеху юного спортсмена. Кто-то идет, кто-то — нет. Золотую середину находят не все.

«Я много работаю с детьми, скажу из своего опыта: если ребенок чувствует, что мама хочет, чтобы он занимался спортом, он будет искренне заинтересован в том, чтобы регулярно посещать занятия, работать в течение всей тренировки и развиваться в спорте даже за стенами школы гимнастики», — уверена заслуженный тренер России Марина Ульянкина, воспитавшая не одну чемпионку, в числе которых и неоднократный призер Олимпийских игр Мария Пасека.

Дети не могут еще сами понять, что им нужно, это именно родители, бабушки-дедушки приводят детей в гимнастическую школу или клуб. А мотивация со стороны родителя — тот фундамент, который обеспечивает успехи ребенка в любой области. Но и родители должны видеть результат работы: например, как раз во время участия ребенка в соревнованиях. И испытывать эмоциональный подъем от того, что именно они были инициаторами занятий спортом. А теперь их дочка-сынуля — на табло крупным планом.

Сама гимнастика — это мама всего спорта, не слышал об этом только ленивый, все же уточняет Ульянкина. И совет всем родителям: если вдруг в гимнастике ребенок в какой-то момент по мастерству дальше не проходит, не надо себя ломать, отказываясь от спорта вообще. Возможно, в другом виде все пойдет удачнее, тем более у него шикарная подготовка, в гимнастике постарались.

Еще, делится личным опытом тренер, если не особенно получается, данных не хватает, а ребенок не хочет уходить в другой вид, то надо его попытаться убедить хотя бы попробовать. «Чего бы мы ни хотели, решает чаще всего ребенок. Но если мы точно видим, что он ошибается в выборе, надо его как-то скорректировать, — рассказывает Ульянкина. — Я, если честно, сама на этом обожглась: сыну, когда он был в четвертом классе, Валерий Георгиевич Газзаев предлагал перейти в футбол. Я очень этого хотела, по тренерскому опыту понимала, что сын не достигнет высокого уровня. Но ребенок сказал: нет, хочу быть гимнастом. И ему все время казалось, что я хочу забрать его из гимнастики, а для него это было большой потерей. Когда он в составе команды Москвы, за которую выступали Нагорный и Далалоян, стал чемпионом России, конечно, это был повод для материнской гордости. Но сейчас сын играет в футбол, он вратарь, на очень хорошем счету, и говорит: «Наверное, мама, ты была права». Получается, надо было настоять на своем».

Что же касается отношений между тренером и родителями, Марина Ульянкина считает, что главной все же должна быть связка «тренер—ученик». И ученик должен влиять на своих родителей. «Ребенок ведет за собой родителя, который должен идти в помощь. Чтобы не приходила мама и не говорила: а мы так хотим. Спорить с некоторыми не то что сложно, невозможно: хорошо, мы так и сделаем. Потом мама приходит снова: а почему же вы мне не сказали о последствиях? То есть потоптались на месте: она хотела, получила, увидела, что не права, приступаем к исправлениям».

Уверен, что контакт тренера и родителей обязателен, и Николай Крюков. Но надо многое проговаривать, это серьезный пласт. «Вот приходят родители с заявлением: мы завтра уезжаем на месяц, у нас так получается с отпуском, — говорит чемпион. — И надо им как-то объяснить: если хотите, чтобы было профессиональное отношение к делу, так нельзя. Оно же не только от тренеров идет, от вас тоже. У больших спортсменов отдых всегда носит дозированный характер. И тренировочный процесс у нас, почему мы и в праздники работаем, — непрерывный. И его нельзя останавливать, потому что ерунда в итоге получится. Да даже и совсем маленького ребенка очень тяжело после перерыва призвать к занятиям.

А еще бывает и другое: кто-то из родителей пытается слишком тщательно вникнуть в процесс тренировок, чего тоже не стоит делать. Тренер в этом процессе живет и вращается, знает все минусы-плюсы. Понятно, что каждый родитель хочет хорошего для ребенка, но, что называется, отдайте кесарю кесарево».

Шагни к спорту

…Конечно, существует много методичек: как развивать ребенка. Много правильных слов по этому поводу сказано и написано. Но мы же любим, чтобы было совсем просто и доступно, в словесной «шаговой доступности». Так вот уже довольно давно я услышала советы-правила как раз тренера Ольги Мостепановой. Она обобщила их для родителей, занимаясь с малышами, прививая им любовь к спорту и зачастую исправляя на раннем этапе развития ребенка то, что по мере взросления скорректировать было бы трудно или даже невозможно. И «бытовой уровень» этих советов — то, что надо абсолютно всем родителям, а не только читающим профильные журналы.

Советы детского тренера

Родителям нужно помнить, что в возрасте трех-шести лет дети еще не скрывают своих эмоций. Если им что-то не нравится, они показывают это всем своим видом. А нравится — светятся как солнышко. Поэтому, если все складывается нормально, они приходят в зал с радостью и тренируются с удовольствием. Но далеко не сразу, а только с умением появляется потребность преодолевать себя на тренировках. Не расстраивайтесь, если в начале занятий вы хотите больше, чем ваш ребенок.

Часто мамы, гуляя с малышом во дворе или в парке, боятся показаться смешными. И вместо того, чтобы побегать или попрыгать вместе с ребенком, предпочитают сидеть на лавочке. А ведь легкую тренировку можно провести, не отходя от дома. Не бойтесь движений. Если ребенок будет видеть, как ловко мама прыгает через лужи или быстро бежит до песочницы, он тут же включится в игру. Я бегала со своими детьми наперегонки — например, от дерева до дерева. Или несколько раз вокруг клумбы. Бегать можно по-разному — скрещивая ноги, с подскоками, спиной вперед или хлопая себя пятками по ягодицам. Чем разнообразнее, тем лучше, дайте ребенку полную свободу. Прибавляйте в каждой прогулке хотя бы по две-три минуты беговых упражнений или увеличивайте отрезки, и ребенок уже будет получать полезную нагрузку.

Если вашему малышу уже исполнилось три года, предложите ему подниматься после прогулки домой по лестнице, а не на лифте. Точно так же прибавляйте каждый раз по одной ступеньке. Чем больше он будет преодолевать их, тем крепче у него будут ножки.

Тем, кто не имеет возможности водить ребенка в секции и группы, но пробует заниматься дома, хочу посоветовать делать упражнение вместе — у кого лучше получится. По личному опыту знаю: уговорами или приказами вы вряд ли добьетесь успеха. А вот если превратить занятия в игру, как правило, все получается. Делайте упражнения под музыку. Дети это очень любят. На первых порах достаточно 10–15 минут занятий хотя бы два-три раза в неделю. Если получится каждый день — замечательно.

Упражнения на растяжку: сядьте на пол, скрестив ноги, как лягушка. В таком положении помашите коленками, как бабочка крылышками. Затем выпрямите ноги, слегка развернув их, вытяните руки и сделайте наклоны сначала к одному колену, потом к другому. Следите за тем, чтобы коленки оставались прямыми. Усложнить это упражнение в дальнейшем можно так: предложите ребенку ухватиться ручками за пальцы на ногах и продолжать делать наклоны как можно ниже, не сгибая коленей. Затем можно согнуть ножку, обхватить рукой пятку и попытаться выпрямить колено.

Упражнение на укрепление мышц спины: встаем на коленки, руки упираются в пол, выгибаем спинку горбиком, как злая кошечка, потом, наоборот, прогибаем ее — как добрая. В таком же положении поочередно делаем махи ногами, следя за тем, чтобы ножка была прямая.

Очень любят дети делать «лодочку». Лежа на животе, вытяните вперед руки, ножки тоже должны быть прямыми, и, максимально вытягиваясь, одновременно поднимайте от пола руки и ноги, нужно балансировать так какое-то время, хотя бы 5 секунд. Потом прибавляйте с каждым разом по секунде.

Упражнения на силу рук: отжимание — прекрасное упражнение даже для самых маленьких, нужно только максимально облегчить его. Лежа на животе (на полу), малыш поднимает на руках все тело. Вниз не выжимается, а сразу же опять ложится на живот. Когда ребенок будет хорошо поднимать себя, можно предложить ему сначала через раз опускать животик к полу тоже на ручках, то есть выжиматься. Можно отжиматься не от пола, а, например, от дивана или от стула, что тоже облегчает нагрузку на руки. Главное правило — не нагружайте только ручки или только ножки. Упражнения должны быть разнообразными, повторяйте их по нескольку раз, но так, чтобы малыш не утомился. И обязательно хвалите, поощряйте малыша, даже если он пока еще не справляется.

Мнение специалистов

Давно уже известно, что спортивная гимнастика для детей — самый координационный вид спорта и поэтому является базовой спортивной дисциплиной.

Наверняка многие родители могут вспомнить, как еще в самом маленьком возрасте их дети пытались сделать «мостик» или «березку».

Поэтому занятия спортивной гимнастикой для детей являются не только простой физической активностью. В первую очередь это возможность для ребенка гармонично развиваться. Речь идет не только об укреплении тела и развитии координации. Гимнастические упражнения под руководством квалифицированных специалистов дают детям такие важные спортивные навыки, как сосредоточенность, выносливость и самоконтроль, укрепление мышц и телосложения. Все это может пригодиться человеку во взрослой жизни, даже если он не станет спортсменом.

Более того, специалисты и детские психологи считают, что спортивная гимнастика способствует успешной социализации детей. Поскольку они учатся работать в команде, выражать свои чувства и эмоции, а также уважать мнение других. Эти навыки помогают им строить успешные отношения с окружающими в будущем.

При желании и отсутствии медицинских противопоказаний заниматься можно начинать даже с самого раннего возраста, начиная от полутора лет. Ведь занимаясь с детьми гимнастикой, родители закладывают прочный фундамент в дальнейшем физическом, психическом, умственном развитии. По мнению детских тренеров, самое главное в тренировках — постоянство и трудолюбие. Впрочем, это не так уж и сложно, поскольку многим детям очень нравится заниматься гимнастикой, при условии, что занятия проходят в игровой форме на разнообразных снарядах.

При этом спортивная гимнастика в силу своей развивающей специфики носит индивидуальный характер работы, а не командный, как в футболе. Ребенок трудится на гимнастических снарядах один. Поэтому, конечно же, для наиболее успешного результата определяющим являются желание и воля ребенка, которые также проходят своеобразные тренировки.

И самое главное, что необходимо помнить родителям будущих чемпионов, — перед тем как начинать заниматься с ребенком любым видом спорта, необходимо вначале пройти специальное медицинское обследование и выяснить, какие противопоказания есть у вашего малыша.

Источник

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Читайте также