Замечательные снимки, сделанные автоматическими камерами в тропических лесах Бразилии, показывают изолированное сообщество, которое, похоже, процветает, несмотря на давление со стороны владельцев ранчо и незаконное вторжение в Амазонию.
Как пишет The Guardian, фотографии, на которых изображена группа мужчин, дают внешнему миру первое представление об этом сообществе и являются еще одним свидетельством того, что население растет. Эта группа известна как массако, в честь реки, протекающей через их земли, но никто не знает, как они себя называют, в то время как их язык, социальная структура и верования остаются загадкой.
Несмотря на неослабевающее давление со стороны агробизнеса, лесорубов, шахтеров и наркоторговцев, численность массако с начала 1990-х годов увеличилась как минимум вдвое – по оценкам, до 200-250 человек — по данным Бразильского национального фонда коренных народов (Funai), который десятилетиями работает над защитой этой территории. Эта организация установила камеры в месте, где она периодически оставляет металлические инструменты в качестве подарков, – практика, используемая для того, чтобы отговорить людей, не имеющих контактов, от похода на фермы или лесозаготовительные лагеря за инструментами, что в прошлом приводило к трагическим последствиям. Фотографии поселений массако были сделаны ранее во время экспедиций в районы, которые, как показали спутниковые снимки, были заброшены.
Годы таких косвенных наблюдений показали, что массако, как известно, охотились с луками длиной в три метра и от сезона к сезону перемещали свои деревни в пределах леса. Они отпугивают посторонних, воткнув в землю тысячи шипов для протыкания ног и шин.
“Теперь, благодаря подробным фотографиям, можно увидеть сходство с народом сирионо, который живет на противоположном берегу реки Гуапоре в Боливии, — говорит Альтаир Альгайер, правительственный агент Funai, который более трех десятилетий охранял территорию Массако. — Но мы все равно не можем сказать, кто они такие. Многое по-прежнему остается загадкой”.
Несмотря на демографическую катастрофу коренного населения, вызванную многовековой оккупацией со стороны некоренных народов и ухудшением состояния окружающей среды, рост численности изолированных народов в бассейне Амазонки является тенденцией. В 2023 году научный журнал Nature сообщил о росте численности населения вдоль границ Бразилии с Перу и Венесуэлой. На снимках, сделанных со спутника, были видны большие возделанные участки и расширенные жилые дома.
Специалисты также обнаружили в лесах свидетельства аналогичного роста среди кочевых сообществ, которые не выращивают зерновые культуры и не строят крупных сооружений, видимых из космоса. Одной из таких групп является река Кавахива в Пардо, за которой наблюдает Жир Кандор, в штате Мату-Гросу. “Сегодня, по нашим оценкам, здесь работают 35-40 человек. Когда мы начали работать здесь в 1999 году, их было около 20”, — сказал Кандор.
Преодоление глобальной тенденции к утрате культуры и исчезновению языков было достигнуто благодаря инновационной государственной политике отказа от контактов, которая была впервые введена Бразилией в 1987 году после того, как десятилетия контактов под руководством правительства привели к гибели более 90% контактировавших, в основном от болезней. С тех пор Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия приняли различные варианты этого подхода.
Согласно проекту доклада Международной рабочей группы по коренным народам, живущим в изоляции и вступившим в первоначальный контакт, в регионе Амазонки и Гран-Чако проживает 61 подтвержденная группа, а 128 еще не подтверждены властями. Автор доклада Антенор Ваз был одним из первых, кто ввел запрет на контакты в Массако в 1988 году. Он сказал, что Бразилия преуспела в разработке передовой практики в этой области, но не имеет закона, специально защищающего изолированные народы.
“Перу и Колумбия имеют надежное законодательство, — отмечает Ваз. — В Бразилии и других частях континента агробизнес и другие хищнические силы берут верх над законами и правами коренных народов”.
Соседние общины коренных народов играют определенную роль в защите своих более изолированных собратьев. Примерами могут служить манчинери на границе Перу и Бразилии в штате Акко, Амондава в Рондонии и Гуахарара на другом конце бассейна в восточном штате Мараньян.
Бразильский фонд коренных народов Funai работает в условиях хронической нехватки средств и небольшой группы невооруженных сотрудников на местах. Они сталкиваются с риском, включая вполне реальные угрозы убийством, подобные тем, которые были направлены Бруно Перейре, убитому в 2022 году, вместе с журналистом Домом Филлипсом. И в то время как некоторые изолированные народы процветают, другие сокращаются на территориях, захваченных чужаками.
“Эти народы имеют право на жизнь, на свою землю и выбранный образ жизни, но уважение прав изолированных коренных народов также имеет основополагающее значение для сохранения тропических лесов”, — сказал Пауло Моутиньо, соучредитель Института экологических исследований в Амазонии.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.