Алла Сурикова сделала ставку на музыку. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Главный герой картины Филипп создает в квартире музей в честь легендарной в Металлогорске панк-группы «Яичный свет». В ней играл когда-то его отец, а лидером был Сопля (это Юра Борисов). Филипп мечтает провести в родном городе авангардный фестиваль «Месиво», чтобы о нем узнали во всем мире. Однако наполеоновским планам помешает симпатичная барышня Марина, для которой превыше всего стильный диван, а не музыкальные амбиции избранника. У группы «Яичный свет» был хит «Але, Марина! Подыхаю без тебя!». Так что встреча с любительницей уюта не случайна. А фестиваль все-таки состоится при поддержке ее отца-мясника, но будет называться «Русский студень».
Михаил Местецкий причисляет свое кино к магическому реализму. Оно возвращает нас в недалекое прошлое — увы, опять в 1990-е, — где все по-настоящему. Магический реализм иногда погружает в настоящее и отсылает в будущее в духе советской научной фантастики, благодаря чему будет установлен контакт главного героя с эмбрионом.
В фильме звучит музыка в исполнении группы «Шкловский», которую создал Михаил Местецкий. В нее входят вокалист и продюсер «Года рождения» Сергей Корнихин, баянист Алексей Смирнов и барабанщик Кирилл Белоруссов, он же композитор фильма.
Вручается Гран-при. Кирилл Белоруссов (справа), Михаил Местецкий, Алексей Шелыгин. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
За режиссуру, как это ни удивительно, отметили Святослава Подгаевского, снявшего скромный во всех смыслах мюзикл «Подростки. Первая любовь». Опять мифические 90-е, но уже лишенные всякого героизма. Дочь рэкетира полюбит начинающего поэта. Авторы картины периодически забывают о том, что это мюзикл, но время от времени к нему возвращаются.
Спецприз «За выдающуюся музыку» к фильму «Нюрнберг» Николая Лебедева посмертно вручили Эдуарду Артемьеву. «За выдающийся вклад в киномузыку» отмечены юбиляр (недавно ему исполнилось 75) и худрук Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка и актер Игорь Скляр. На церемонии открытия фестиваля аналогичную награду вручили отсутствовавшему композитору Владимиру Дашкевичу, которую получил за него его давний друг и соратник Юлий Ким. Максим Дунаевский лично получил награду.
Он признался, что никогда не имел проблем с властью — тут ему похвастать нечем; а вот у режиссера анимационного «Летучего корабля» Гарри Бардина они были. Дунаевский вспомнил печальную историю, когда ставший классикой мультфильм подвергся нападкам со стороны советских чиновников, узревших в нем крамолу.
Григорий Гладков поддержал новую идею. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Всем известна песенка Водяного, написанная Максимом Дунаевским на стихи Юрия Энтина. В фильме Бардина ее спел Анатолий Папанов. В ней есть такие слова: «Эх, жизнь моя жестянка… Да ну ее в болото! Живу я как поганка, а мне летать, а мне летать, а мне летать охота!». Так вот, высокопоставленный киночиновник счел ее за песенку диссидента и притормозил выход фильма на год. Видимо, человек он был проницательный, все понимал про то, в какой стране живет, и в болоте узрел намек на застойную жизнь брежневской поры. И тут он задал вопрос: «Уж не собрался ли Водяной в Израиль?»
Теперь проблемы возникли у авторов конкурсного игрового фильма с тем же названием, снятого по мотивам мультфильма Бардина, но страшно далекого от него. Его премьеру переносили, что-то переснимали по требованию чиновников (Энтин в свое время отказался переписывать текст песенки Водяного), ликвидировали как класс некоторых артистов. Так что теперь нескольких бабок-ёжек играет инкогнито из Петербурга.
Максим Дунаевский вывел формулу успеха для композитора: «Пока песню не запели пьяные, нельзя говорить об успехе». Только когда его «Пора-пора-порадуемся на своем веку» из «Трех мушкетеров» взяли на вооружение нетрезвые товарищи, она, по мнению автора, стала шлягером.
Продюсер Александр Голутва выступил в роли эксперта. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
За музыку в кино неожиданно и решительно взялся продюсер Александр Голутва. Чувствуется, что он соскучился по своему делу после нескольких лет тишины. Некогда директор «Ленфильма», а позднее руководитель кинематографа страны, профессионал, в отличие от потока случайно пришедших в кино псевдопродюсеров, наводнивших его бескультурьем, Голутва взял на себя функции эксперта и провел конференцию на тему музыки в кино. В ней участвовали композиторы и музыканты Алексей Шелыгин, Юрий Потеенко, Григорий Гладков, Михаил Местецкий. Голутва дал жесткую оценку музыкальному кино.
«Я здесь появился благодаря тому, что Алла Ильинична Сурикова моя теща, — объяснил он «МК» свой новый род деятельности. — Это направление мне всегда было интересно. Всякий раз, когда запускался новый фильм, я переживал, все ли хорошо сложится у режиссера с композитором. Никогда еще не смотрел столько фильмов, как в этом году. Итог моих наблюдений таков: огромное внимание уделяется музыкантам, композиторам, классике, фольклорной музыке, джазу в нашем документальном кино. Много фильмов, которые по косточкам разбирают то, что происходит в нынешней музыкальной жизни. Анимационное кино пропитано музыкой, и это не требовало доказательств. Но в целом все увиденное стандартизировано. Все меньше звучит в кино оригинальной музыки. Все больше саунд-дизайна. По счастью, есть прекрасные композиторы в нашей стране, но далеко не всегда получается сцепка режиссуры и других составляющих фильма с музыкой. Живая музыка вытесняется всеми, вплоть до искусственного интеллекта. Все большую роль играет заказчик, а это не режиссер. Режиссер и раньше не был заказчиком музыки, но был партнером, союзником, единомышленником с композитором. Вы знаете, кого я имею в виду, в том числе людей моей профессии».
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.