Крупнейшая судоходная компания России «Совкомфлот» за три квартала снизила прибыль на 33,7%, до 43,3 млрд руб. В компании ограничивающим фактором называют новые санкции против нее, но подтверждают план по выплате дивидендов
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
ПАО «Совкомфлот» (FLOT) по итогам девяти месяцев 2024 года снизило скорректированную чистую прибыль до 43,3 млрд руб., говорится в промежуточной консолидированной финансовой отчетности компании, опубликованной 15 ноября. Показатель на 33,7% ниже, чем в аналогичном периоде 2023 года, когда она составляла 65,3 млрд руб.
Выручка компании снизилась на 16,5%, с $1,76 млрд за январь—сентябрь 2023 года до $1,47 млрд за соответствующий период текущего года. EBITDA сократилась на 31,5%, с $1,242 млрд до $851 млн. Доход на акцию компании снизился с 27,48 руб. до 18,25 руб.
В сообщении компания указывает, что скорректированная чистая прибыль по итогам периода обеспечена «благодаря устойчивому уровню операционных доходов с учетом значительной обеспеченности флота долгосрочными контрактами». Ограничивающим фактором работы «Совкомфлота» «стало введение новых санкций», но компания продолжает «системную работу для преодоления возникающих вызовов».
Еще в феврале 2022 года США ввели санкции против «Совкомфлота» и внесли компанию в Non-SDN Menu-Based Sanctions List (запрещает компании привлекать долговое и акционерное финансирование от американских инвесторов). С весны 2022-го компания также находится под санкциями Великобритании. В феврале 2024-го «Совкомфлот» был включен уже в «основной» санкционный SDN List (означает полный запрет для граждан и юридических лиц США совершать с ней любые транзакции). В SDN-лист также были внесены 12 грузовых судов, которые Минфин США связывает с компанией: «Анатолий Колодкин» и «Остров Сахалин» (оба под флагом Панамы), а также «Георгий Маслов», «Крымск», «Литейный проспект» и другие. В июне 2024-го оператор был включен в 14-й пакет санкций ЕС.
Источник РБК в одной из судоходных компаний предполагает, что компания может сталкиваться с проблемами ремонта своих крупнотоннажных судов на иностранных верфях, так как в некоторых случаях вынуждена искать обходные пути для поставки комплектующих. Это снижает количество времени, которое суда находятся в эксплуатации. «Но конъюнктура рынка сегодня хорошая», — отмечает собеседник РБК.
Бизнес
«Совкомфлот» — крупнейший российский оператор крупнотоннажного флота, который используется для поставок на зарубежные рынки углеводородного сырья. В мае 2022 года находящийся в эксплуатации флот компании (собственные находящиеся в эксплуатации суда) насчитывал 134 судна. Компания обслуживает проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2».
В сообщении «Совкомфлота» подчеркивается, что «компания подтверждает приверженность цели по выплате годовых дивидендов на уровне 50% от скорректированной годовой прибыли по МСФО в рублях». При этом решение о распределении прибыли и выплате дивидендов по итогам 2024 года будет принято на годовом общем собрании акционеров в 2025 году.
РБК направил запрос в «Совкомфлот».
Что ждать инвесторам компании
Результаты «Совкомфлота» можно назвать нейтральными, считает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков. «Результаты вышли чуть лучше наших ожиданий, но полностью согласуются с тезисом, что в третьем квартале сохранились санкционные ограничения на часть флота компании», — пишет он в аналитической записке. «Цифры за третий квартал хуже год к году, так как 23 февраля были введены санкции против части танкеров «Совкомфлота», многие из них, видимо, перестали транспортировать нефть (простаивали) или снизили транспортировку. Мы этот эффект уже видели на примере второго квартала. К сожалению, третий квартал не сильно отличается от второго», — объясняет он РБК. При этом в иностранных СМИ была информация, что часть подсанкционных судов «Совкомфлота» снова начала работать, обращает внимание аналитик. Впрочем, улучшения финансовых результатов пока не видно — возможно, оно наступит в четвертом квартале, рассуждает Булгаков.
У аналитика БКС позитивный взгляд на акции «Совкомфлота», целевая цена — 150 руб. за акцию (при текущих 96,24 руб. на середину торгового дня 15 ноября). По его мнению, рынок уже учел санкционные риски в оценке компании и бумага выглядит дешевой с учетом финансового положения «Совкомфлота». Еще один позитивный сигнал для инвесторов — приверженность дивидендной политике, добавляет Булгаков: «За девять месяцев 2024 года рублевая чистая прибыль составила 18,25 руб. на акцию, следовательно, акционерам — можно предположить — «причитается» 9,12 руб. на акцию. Язык пресс-релиза не подразумевает промежуточный дивиденд (говорится только про годовое собрание акционеров по дивидендам), хотя в прошлом году компания заплатила дивиденды за девять месяцев 2024 года», — обращает внимание собеседник РБК.
По итогам года дивиденды «Совкомфлота» могут составить 11,2 руб. на акцию, подсчитал аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов. Это дает дивидендную доходность 11,6% от текущих цен. По его мнению, снижение финансовых результатов произошло по двум причинам — санкции против судов компании и снижение ставок фрахта: «Сами ставки фрахта снижаются, по танкерам класса Aframax — с начала августа, по танкерам Suezmax — с апреля». При этом аналитик нейтрально оценивает перспективы компании: с одной стороны, из позитивных драйверов осталось только ослабление рубля, с другой — компания демонстрирует устойчивость к текущим высоким ставкам: «У компании нет долга, стабильно положительный свободный денежный поток и высокая маржинальность по EBITDA около 60%», — напоминает Ефанов.
Бизнес
Более высокие дивиденды по итогам 2024-го ожидает главный инвестиционный консультант ИК «Велес Капитал» Дмитрий Сергеев: «При выплате 50% прибыли ожидаем совокупные дивиденды за 2024 год в размере 13 руб. на обыкновенную акцию, или примерно 13-процентную дивидендную доходность. С текущими ставками по депозитам и доходностями на долговом рынке конкурировать сложновато». По его расчетам, фундаментально обоснованная цена одной бумаги компании должна быть не ниже 140 руб.: «Акции «Совкомфлота» торгуются с низкими мультипликаторами EV/EBITDA = 2,2 и P/E = 3,8». Но реализовать этот потенциал компания сможет только при нескольких условиях: цены на фрахт должны оживиться, санкционное давление должно ослабнуть, в том числе на проект «Арктик СПГ-2», ключевая ставка должна снизиться, а рубль должен ослабнуть (выручка компании номинирована в долларах и выигрывает от девальвации российской валюты).
Помимо прочего, результаты «Совкомфлота» в 2024 году могла подпортить высокая база 2023-го, добавляет аналитик ФГ «Финам» Саид Керимханов. «Выйти на результаты 2023 года с сохраняющимися санкциями будет практически невозможно, но в 2025 году, предполагаем, финансовые показатели компании начнут восстанавливаться и в отчетах появится больше позитива», — полагает он. Это может произойти за счет высоких ставок фрахта и слабого рубля, говорит Керимханов. Также позитивным фактором для «Совкомфлота» может стать развитие стратегических проектов вроде Северного морского пути, в котором «Совкомфлот» — ключевой логистический оператор, добавляет аналитик. По его расчетам, целевая цена одной акции «Совкомфлота» на горизонте 12 месяцев — 140,6 руб., рейтинг акции — «покупать».
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК Вино
Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках
РБК Вино РБК Вино
Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум
РБК Вино РБК Вино
Артур Саркисян — о том, как прошел Третий винодельческий форум
РБК Вино РБК Вино
Слово о вине: что пили и каким вином вдохновлялись писатели в России
РБК Вино РБК Вино
Как устроены винные ярмарки в России
РБК Вино РБК Вино
Путеводитель по рейтингам: лучшие вина России
РБК Вино РБК Вино
Сухая, слепая, вертикальная: какими бывают дегустации
Реклама. АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"
Авторы Теги
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.