Олимп. Времена и нравы.

  • Олимп. Времена и нравы. | Леонид Январев

    Леонид Январев Олимп. Времена и нравы.

    Приобрести произведение напрямую у автора на Цифровой Витрине. Скачать бесплатно.

Электронная книга
  Аннотация     
 810
Добавить в Избранное


"Удобнее всего водить человека за нос посредством морали". (Ф.Ницше "Антихристианин") Античность и современность. Гомофобам посвящается.

Доступно:
PDF
DOC
EPUB
Вы приобретаете произведение напрямую у автора. Без наценок и комиссий магазина. Подробнее...

Какие эмоции у вас вызвало это произведение?


Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0



Читать бесплатно «Олимп. Времена и нравы.» ознакомительный фрагмент книги


Олимп. Времена и нравы.


Древнегреческая культура (собственно, как и христианская) полна неприязни к женщинам и страха перед ними (но учёному ‒ мизогинии). «Гетер мы держим ради наслаждения, наложниц ‒ ради того, чтобы они удовлетворяли наши ежедневные потребности, жён ‒ ради рождения детей и рачительного ведения домашних дел» ‒ эта обычная для грека классификация женщин как отдельного вида домашних животных приписывается знаменитому оратору Демосфену, который слыл распутником, правда, хотя и не чурался женщин, предпочитал юношей. Идея равенства полов в древнегреческой культуре неприемлема, хотя и допущена в философский дискурс. Например, почему бы не порассуждать о том, сравнимы ли добродетели женщин с добродетелями мужчин? Иногда мудрецы приходили к выводу ‒ сравнимы! А вот разговоры о равенстве полов ‒ это ересь на грани богохульства. Наряду с другими возмутительными допущениями, такими как ущемление свободы слова и волеизъявления, в идеальном государстве Платона женщина уравнена в правах с мужчинами! Слава богу, что прав и свобод у граждан такого государства раз-два и обчёлся. 


В древнегреческой философии форма и содержание различаются как мужское и женское. По Платону Форма (Идея) является активной и мужской (как возбуждённый пенис). Содержание является женским непорождающим началом. Чтобы Содержание получило смысл, в нём должна отпечататься Идея. Аристотель, выходец из Академии, основанной Платоном, в труде «О возникновении животных» сравнивал мужчин с плотниками, а женщин ‒ с деревом: ребёнка плотник делает из дерева. 


Знаменитый трагик Еврипид, один из столпов греческой культуры, говорил, что нет твари бесстыдней, чем женщина, что «похоронить женщину лучше, чем жениться на ней». Его произведения полны нападок на женский пол. Но когда некто сказал не менее знаменитому драматургу и трагику  Софоклу, будто Еврипид является женоненавистником, тот ответил: «В своих трагедиях, да, зато они очень нравятся ему в постели». Почему бы и нет? Одно другому не мешает, лишь подтверждает, что Еврипид хорошо знает то, о чём говорит. Пользоваться женщинами и презирать их ‒ это в духе античности. Коллеги по литературному цеху от Еврипида не отставали. «О Зевс, к чему бранить женщин? Вполне достаточно произнести само слово «женщина»» (из Каркина).


-----


В позднейшую эпоху, когда всякая чувственность была объявлена грехом, Орфею приписали обет воздержания. Оказывается, он хранил верность умершей жене, поэтому и чурался других женщин. Ой, ли! Орфей спустился в Аид за Евридикой ‒ в контексте его времени это причуда, а не образец высоких чувств. Например, в римской официозной морали любовь в браке ‒ верх распутства. Верность жене? Не в этой жизни! Верность мужчины в браке ‒ такой общественной ценности в античности не существовало. 


Союз мужчины и женщины ‒ проблема всех веков и народов. Брак ‒ это вопрос сожительства для продолжения рода. Именно продолжение рода гражданский долг античного мужчины. Всё остальное, что добавляет та или иная эпоха ‒ совершенно не обязательно. Друзья и поклонники Орфея следовали простой модели брака. Другой тогда просто не было. Получение сексуального удовольствия вне брака ‒ являлось нормой. 


Попытки античных законодателей укрепить семью, как ячейку общества, касались в основном женщин и очень формально мужчин, если, конечно речь не шла о посягательстве на чужую жену, что равносильно посягательству на чужую собственность. Жена ‒ прежде всего собственность мужа, а всё остальное ‒ несущественно. Частная жизнь и греков, и римлян регулировалась в основном обычаями, а не законами. В культурной традиции идея романтической любви к женщине находилась в зачаточном состоянии и популярностью не пользовалась. Понятие «измена» трактовалось в основном в смысле материального ущерба.


----


Олимпийские боги никогда не поддерживали культ женщины, а с женскими культами боролись и свели их к подсобному хозяйству. Равенство полов ‒ ересь во все времена. Аполлон даже высказался в том смысле, что настоящим родителем может быть только отец, а женщина ‒ это всего лишь борозда, в которую мужчина бросает семя, «ей лишь посев вскормить дано».