Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но и душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль, помощью в этом занимается уже психотерапия.
Психотерапия в узком смысле, как психологическое лечение, оказание человеку ситуативной душевной помощи и поддержки в трудных для него жизненных ситуациях, есть не что-то отдельное от психологии, а является одной из частей, а именно - важной частью практической психологии, наряду с психологией обучения и психологией развития.
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как“
Ф. Ницше
С другой стороны, каждый психолог-практик, работающий с людьми – это:
- немного – педагог: он учит взрослых людей, “как” справляться с различными ситуациями,
- немного – консультант, популяризатор: он дает клиенту, пришедшему к нему, современные данные о том, как работает человеческий мозг, каковы особенности восприятия, каковы типичные семейные кризисы в определенный жизненный период,
- немного – исследователь в организации: работая на компании, которые выступают в качестве заказчика, он “вроде бы ничего не создает”, зато выясняет, к примеру: какая реклама лучше сработает для детской игрушки такого вида и типа, каковы ожидания потребителей, как предложить скидку в 90% и не выглядеть в глазах покупателя производителем плохого товара.
Все это – к психологу.
А вот психотерапевт по определению не должен работать на “организацию”, в качестве “педагога для взрослых”. Его работа – штучная. Клиент, обращаясь к психотерапевту, часто рассчитывает, что тот расскажет, “как правильно”. Отсюда и происходит большинство разочарований в психотерапевтах – из-за того, что они крайне неохотно входят в позицию эксперта-всезнайки (который, надеются люди, скажет, как мне делать).
Однако есть и сходства между психологией и психотерапией. В первую очередь это – относительно общая теоретическая база. Экзистенциальная психотерапия “пришла” из экзистенциальной философии и психологии, когнитивно-поведенческая опирается на психологию бихевиоризма и использует принципы научения. Гештальттерапия отчасти связана с гештальт-психологией. То есть, общие корни у психологии и психотерапии все же есть – однако психологи в значительной степени опираются на теоретический уровень, в то время как для психотерапевта любого направления важнейшим инструментом работы является не информация (“как правильно”, “как обычно”, “а по статистике это”), а именно навыки – наработанные годами обучения именно психотерапевтическому подходу и психотерапевтической работе.
И даже здесь не стоит однозначно сваливать в общее множество “всех психологов” и “всех психотерапевтов”. Есть психологи на предприятии и в учебном заведении, для работы с неблагополучными семьями или для работы в условиях невероятной конкуренции на рынке. Есть психологи, которые могут выслушать лучше среднего психотерапевта, не навязывая свое мнение о ситуации, а идя за потребностями клиента, которые работают с группами или семьями. И есть психотерапевты, которые имеют четко выверенный, математически точный план действий (интервенций) для конкретного клиента.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.