Роман «Тайные виды на гору Фудзи» оказался на редкость цельным произведением с хорошей композицией, увлекательным сюжетом и неголоволомным, в отличие от предыдущих опусов Пелевина, языком. Здесь вы не встретите айфаковского «лингводудоса» или специальных терминов из «Лампы Мафусаила...», не имеющих широкого хождения, но успешно засоряющих мозги «непросветленного» читателя.
В романе автор возвращается к теме буддизма, поднятой еще в «Чапаеве и Пустоте», но делает это с таким сарказмом, что у меня лично пропало всякое желание исповедовать какую-либо религию вообще и дзен-буддизм в частности. Ирония Пелевина направлена, разумеется, не на сам буддизм, а на людей, решивших добиться неземного счастья мошенническим путем – не упорными духовными практиками, а получая сигналы прямо из мозга буддистских монахов, иными словами, решивших на чужом горбу въехать в рай. Конечно, не бесплатно, а за деньги, причем за очень большие деньги, поскольку героями романа являются три российских олигарха, что само по себе уже приятно – хотя бы люди, а не вагиноиды и спермозавры. Правда, без вагины у Пелевина и тут не обошлось: она, по мнению эзотерических феминисток, является источником всего сущего во Вселенной.
С одной стороны мужчины-олигархи, с другой – феминистки-игуаны. Вот вам Инь и Ян – единство и борьба противоположностей – та диалектика, которую за много тысяч лет до Гегеля и Канта придумали восточные философы. В романе у Пелевина мужская и женская линия существуют параллельно, почти не пересекаясь, а лишь соприкасаясь, вплоть до самого финала. Мужчины, с помощью выписанных стартапером Дамианом буддистских монахов, постигают секреты счастья, погружаясь в джаны, а бывшая одноклассница одного из олигархов – Таня – идет своей дорогой к счастью, причем весьма тернистой. Ирония сюжета в том, что все они, подобно маленькой улитке, взбираются по склону одной и той же горы – Фудзиямы, только с разных ее сторон: олигархи – по тропинке, протоптанной буддистами, а Таня – по скользкому пути последовательниц учения Кастанеды. И все-таки Пелевин не был бы Пелевиным, если бы в финале не привел к победе одну из двух противоположностей – разумеется, вагину, которая, как и в других его романах, символизирует западную цивилизацию. А фаллос у него – символ одной шестой части суши, что пугает мир своими ракетами, а собственных граждан вынуждает этот «символ» сосать.
Но если отбросить всю эту символику и прочий бред, навеянный постмодернизмом, то можно просто наслаждаться увлекательным рассказом о жизни Тани – бывшей красавицы и содержанки. Уже в третьем классе она догадалась, что красива, а в десятом так и вовсе расцвела – «в ней началась та неостановимая химическая реакция, которая сводит мужчин с ума и поддерживает жизнь на Земле». Однако процесс этот «неуправляемый и быстротечный», и волшебная карета Тани с каждым днем все больше становилась похожей на тыкву, что неуклонно катится «к утилизационному рву в компании других несвежих и побитых жизнью овощей». Всего за несколько лет Танина красота, что призвана спасти весь мир, увяла и не спасла не только мир, но даже Таню от надвигающейся старости и нищеты. И Таня приняла решение стать вопреки всему успешной женщиной – «не через чей-то морщинистый елдак, а с нуля, самой». В нелегком деле становления Тане неожиданно помогли «Новые охотницы» – воинственные феминистки, стремящиеся вернуть цивилизацию к матриархату и победить мировую «хуемразь» (по меткой классификации автора).
Тем временем у олигархов свои духовные искания. «Вот если бы можно было усилить оргазм до полной невыносимости, заполнить им все тело и душу, убрать из него судорожную суетливость и заменить неподвижным спокойствием, а потом растянуть на час или два, получилось бы нечто...» Однако способность получать удовольствие ограничена органами чувств, у которых узкая полоса пропускания, и насыщение наступает быстро – «с какого-то порога все наслаждения становятся чисто ментальными». А дальше недопросветленным олигархам сделалось и вовсе туго и пришлось им, как иным героям Достоевского, искать пути к спасению через самые страшные и неискупимые грехи – через падение.
И напоследок отмечу ставший уже традиционным «реверанс» Пелевина в сторону критиков. «Работу критика я еще могу понять – пересказал кое-как чужой сюжет, добавил запаха своих подмышек, и готово. Но этот-то даже объяснить не смог, о чем книга. Зато насрал». Вот так вот!
Как видите, со слогом у Виктора Олеговича полный порядок, его почитатели останутся довольны. Хотя именно этот роман я рекомендовал бы и тому, кто впервые откроет для себя Пелевина. Читается он на удивление легко, вовлекая с первых строк и не отпуская до самого финала. Такое чувство, что читая, летишь с горы на параплане, а не ползешь по склону как улитка – маленькая улитка, медленно-медленно взбирающаяся по Фудзияме.
16.10.2018
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.