Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0

21.07.2019 - 10:17:27
588

“Из Турции с любовью. Сиде-одна из тысячи жемчужин Турции.”

Из Турции с любовью. Сиде-одна из тысячи жемчужин Турции.

Невозможно описать место так, как увидеть его собственными глазами, и сколько ты не рассыпайся в красочных эпитетах, и сколько не говори о его уникальности, там где остановилось время, ты никогда не сможешь передать ту красоту просто словами.

Позвольте рискнуть и предположить, что для этого тебе нужно безнадёжно быть влюблённым в архитектуру и историю.

Хотя в этот город приезжают многие туристы и многие из них довольно далеки от таких возвышенных чувств, однако остаться тут равнодушными просто невозможно, хотя помниться и такого рода воспоминания от одной знакомой за этот античный чудо город: «А! Это там, где какие-то руины и несколько разрушенных колонн?»

Как? Только это смог человек увидеть? А как же всё остальное? Там же нужно неимоверное количество времени, чтобы оглядеть каждый уголок, полный затаившейся истории.

Как же так? А где же то самое восхищение?

По правде сказать, что таких людей слишком мало, как правило равнодушных тут не найти.

Сиде оказывает фантастический эффект и подвергает тебя своей неповторимой магии притяжения.

Вот представьте. Сам город расположен на побережье Средиземного моря. Он был заложен ещё в седьмом веке до нашей эры. Тут жилы греческие поселенцы, потом их сменило персидское вторжение, которые властвовали, пока Александр Македонский не отвоевал эту землю. Проходит время и тут будут господствовать Птолемеи, ну а там и Римская империя не за горами, которая подобрала под своё жёсткое крылышко столько земель и государств, что её отголоски мы наблюдаем в разных странах и поныне.

«Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед»

                                                                                     (Александр Македонский)

Лучше о великих мира сего и не скажешь, только от Александра к нам дошло его громкое имя и его победы, а от величественного Рима так много упоминаний, что тебе бы потребовалась не одна жизнь, чтобы всё это увидеть, прикоснуться, восхититься тысячу раз и перенестись на несколько часов в прошлое, чтобы впитать в себя всю атмосферу античного мира.

Именно эпоха той самой Римской империи открывает нам величественную панораму, когда мы подходим к грандиозному античному комплексу.

Первое, на что обращаешь внимание – это руины великолепного фонтана «Нимфеум», когда смотришь на то, что от него осталось и на его изображение в первозданном виде, то понимаешь, что время нещадно, но внимательный взгляд улавливает красивый фрагменты «Нимфеума», фасад которого украшали колонны, на третьем ярусе красовались скульптуры, а вода из трёх отверстий под арками заполняла бассейн……увы это было так давно …..

По левую сторону от фонтана — колонный проспект……

Мы следуем дальше, по прямой дороге, которая ведёт нас вдоль мест античного рынка, который предлагал покупателю не только всевозможные товары, привезённые в порт, но и ….рабов.

Да-да именно. Сиде был крупным местом работорговли, что довольно таки омрачает картину этого города.

В наше нынешнее время как то трудно представить, что мы идём по рынку, а вместе с товарами видим живых людей на цепи. Их продают, как обычную вещь, на них смотрят как на нечто низшее, но об этом немного позже.

Вот мы идём по рыночной улице и нам по дороге попадается не очень заметное здание, с лева, которое напоминает старый хамам, а на самом деле это археологический музей, который насчитывает так много великолепный надгробий, статуй, колонн и прочих шедевров, которыми стоит полюбоваться, ведь без этого музея посещение античного Сиде не было бы полным.

Если говорить вкратце о музее, то после второй мировой войны было найдено древне-римское кладбище, экспонаты из которого мы можем наблюдать именно здесь. Никто не знает, кто были эти люди, только их последнее пристанище осталось запечатлено в камне, который выполнен в великолепном ансамбле. Трудно сказать кто нашёл здесь свой покой, но смотришь на творение античных мастеров и умиляешься. Наверное скорее осталась память о самом скульпторе, нежели об умершем, который затерялся в истории, но он остался жить в своих бесценных работах.

Что ж нам стоит посмотреть больше, а ведь покидая музей пред нашим взором предстаёт величественный амфитеатр, который довольно хорошо сохранился до наших времён. Мы его видим правда из дали, когда переступаем порог античного города, однако по дороге к нему столько всего интересного, что всего этого невозможно пропустить.

И вот ты входишь во внутрь, садишься на месте зрителя и с восхищением смотришь вокруг. Здесь больше не играют пьесы актёры из прошлого, здесь не устраиваются гладиаторские бои. Есть даже предположение, что тут происходили и водные баталии, но как знать, правда было это или же это всего лишь слухи.

Ты смотришь по сторонам и понимаешь, что твое бытие тут совершенно далеко от мира, в котором ты находился до этого момента, пока не переступил порог этого города. Тут тебя поглощает прошлое, а в дали твоему взору раскинулась картина полуразрушенной агоры.

Когда ты подойдёшь к ней по ближе, то опять сможешь увидеть на картине первозданный вид этого здания и прийти как в восхищение так и унынье в одно и то же время, потому, что когда ты смотришь каков был он сначала и во что превратился, то понимаешь сколько теперь труда мастеров просто валяется в песке. А ведь больше всего приводит в восторг таки мастерство скульпторов. Сколько же кропотливая и безупречная работа оставлена его руками. Только на минуту остановиться и присмотреться. Не важно, какой предмет будет в то время — сколько вложено в каждую каменную стелу, сколько деталей подмечено. Мрамор перед тем, как отдать под опытные руки рабочих привозили на кораблях, а теперь всё это в руинах.

И хорошо, когда такие предметы искусства находят своё место в музеях, а когда они остались под открытым небом, тогда как? А ведь время нещадно, если искусно обработанный камень не защитить от воздействия ветра, снега и солнца……..

Вот бы восстановить это всё былое величие, каким бы стал город тогда? И почему всё это может быть только мечта?

Однако позвольте вернуться немного назад, чтобы попасть в амфитеатр нужно проехать сквозь триумфальную арку, и фонтан, который был сооружён в честь императора Веспасиана и Тита. А знаете, что сам Веспасиан и не мечтал быть императором. Он был такой себе военный из низшего сословия, который продвигался по карьерной лестнице с самых низов и достиг наивысшего чина.

В переломный момент, когда междоусобицы раздирали империю ему удалось довольно легко захватить власть и воссесть на троне. Это по его приказу был сооружён всемирно-известный Колизей на месте как раз дворца Нерона. Это он создавал городские блага, как например новый акведук и проследил тщательно, чтобы об этом узнали все горожане.

Это ему принадлежат слова «Деньги не пахнут», когда его обвинил собственный сын в неправильности решения, дабы брать плату за пользованием общественного туалета. Тогда император бросил в него монетой и сказал фразу, которая запомнилась миру.

— Ставьте немедленно, вот постамент. — Ещё одна фраза императора, когда Веспасиану доложили, что хотят на общественные деньги поставить ему огромную статую немалой цены.

— Увы, кажется, я становлюсь богом». — Сказано перед смертью.

Тщеславия ему было не занимать.

Что ж у нас много ещё есть что посмотреть.

Не стоит на долго останавливаться, мы ещё не проходили между театром и внешним фасадом храма Диониса к морю, от последнего которого остались увы только колонны.

И вот мы продвигаемся дальше сквозь шумную улочку, которая состоит из традиционных турецкий отреставрированных домиков, которые теперь исполняют роль магазинчиков с сувенирами, и уютными ресторанчиками, от которых так вкусно пахнет.

Море – оно открываться нам во всей красе выступая перед нашими глазами великолепной панорамой! Вот он миг неповторимости и прекрасного. Набережная с белоснежными яхтами и голубизной воды.

Интересно, а любовались ли также люди всеми этими красотами тысячи лет назад? Скорее наоборот. Для многих этот берег не нёс никаких ноток романтизма. Ступая на него люди прибывали сюда по делам, с товарами, а кто-то для того, чтобы быть тут проданным и возможно тут и прожить остаток своей жизни.

Это сейчас сюда приезжают множество туристов с разных уголков мира, чтобы полюбоваться наследием прошлого, великолепным видом на море и просто отдохнуть, посидев в ресторанчике за традиционным стаканчиком чая.

Когда-то это место не могло похвастаться подобными ощущением. Оно было другим.

Давайте пройдём немного дальше по набережной и просто поддадимся чарам от увиденного – руины храма Аполлона. Что от него осталось — не много и не мало пять колонн.

Целая головокружительная история. Сюда приходили люди, переступали порог этого здания приносили дары, просили богов о помощи и заступничестве.

Возможно и правда не далеко от храма встречались Клеопатра и Антоний. Место могло стоить того.

Итак, несколько слов о самой Римской империи.

Безусловно, её можно охарактеризовать как могущественную и незнающую пощады к побеждённым, развращённой и той, кто поражает своим масштабным размахом.

Но так ли всё было?

Империя была не лишена отвратительных своих сторон, и тут этого не возможно сбрасывать со счетов. Когда ты богат и могуществен, то и позволить можешь себе не мало….а когда в твоём распоряжении люди, которые не имеют никаких прав…. ну сами понимаете…..

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души. (Сократ)

Нужно ли говорить больше….

А заговоры, убийства, предательство – этим Рим изобиловал, он был богат на все пороки, присутствующие и в политике

«Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль»

                                                                                         (Аристотель)

Ничего не имело ценности, кроме той самой власти, за которую шла нещадная борьба.

Раздутая до неимоверных размеров империя была не в силах держать всё под контролем, в то время, как императоры сменялись новыми. Именно после правление четырёх (с позволения сказать сезонных императоров), которые привели страну в хаос на трон и взошёл тот самый Веспасиан, который применил свой командный стиль как раз, чтобы руководить империей, и по правде сказать сделал это не плохо.

Однако Рим бы не был бы Римом, если бы обладал только худшими сторонами и не просуществовал бы так долго, не обладая в своё время ресурсами интеллектуального характера.

«Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно»

                                                                                            (Аристотель)

Именно так можно сказать о римлянах, а иначе чем бы мы сейчас тут любовались. И разве только тут?

Вся Турция – это музей под открытым небом.

Если судить по постройкам, то безусловно тут огромную роль играла дешёвая рабочая сила. С ней затевать грандиозный строительный бум во всех уголках необъятной империи было легче….

Удивительно и то, что покоряя другие страны и империи они также перенимали и их культуру, одна Греция чего заслуживает, с которой было «списано» слишком много. Это и монументы, и стиль управления, даже гладиаторские бои ……

Но нельзя говорить о империи, что только при наличии дешёвой (не бесплатной отнюдь! силы) человек смог бы такое после себя оставить, а почему, да потому, что будучи примером прагматизма и силы он должен был обладать гением инженерной мысли. Тебе необходимо окружить себя ещё и достойными мастерами, скульпторами, архитекторами, строителями, иначе как ты способен создать нечто?

И вот что интересно, хотя во многих завоёванных странах римляне оставили после себя, казалось грандиозный и одинаковый! след – (агора, храм, термы, надгробья и прочие обязательные атрибуты застройки согласно римского уклада) ты не можешь не прийти в восхищение от посещения любого из них хоть в Риме, в Турции, в Тунисе, Ливии и других порабощённых странах. Каждый из них неподражаем по своему. Это говорит лишь о том, что свою частичку могущества они несли и оставляли во все уголки завоёванных мест, мол вот он посмотрите отголосок самого величественного Рима, вот он трепещите и умиляйтесь!

«О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Например, всё, что мы делаем сейчас, пьём ли, поём ли или беседуем, прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит: если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным, а если неправильно, то, наоборот, безобразным»

                                                                                                 (Платон)

В этом весь Рим со своими худшими и лучшими сторонами всего своего существования, но тут возникает один вопрос. Вот можно ли было бы повторить всё, что тут присутствует сейчас в современном мире на новом месте? Размахнуться на подобное строительство, пригласить лучших зодчих и создать такое же, ставя на первое место высокое качество и ручной! труд?

Ответ прост. Невозможно!

Почему?

А потому!

Давайте подумаем. Мастера в империи были, а вот кто работал под их руководством? Стоит ещё раз повториться — люди, которые были рабами.

Проще говоря, пришли римляне на новую землю, отвоевали. Кто не был убит, был продан в рабство, и вот таких было очень и очень много. А после рабы и принимали самое, что не есть главное участие в поддержании имиджа в величии империи, которая превратила их существование в ни что.

Так какой ценой это всё было достигнуто в угоду великим мира сего?

Вот интересная статистика Рима. На восемь миллионов жителей приходилось три миллиона рабов.

Так это только там, а в других местах?

Получается, рабство было во благо, как это не звучит цинично.

И ещё один немало важный факт почему здания дожили до нашего времени?

Тому есть одно объяснение из одного лишь примера: император Клавдий отправил на съедение львам двух инженеров за допущенные ошибки.

Может ли быть лучшее доказательство того, что строили рабочие каждое величие Рима на совесть?

Всё что перед нашими глазами – результат их добросовестного старания.

Интересно, что все философы, высказывания чьих, были приведены свыше никогда не выступали за отмену рабства!

Хотя купить раба было не дёшево, копить на такое приобретение можно было и целый год, это что-то на подобие, как купить машину для обыкновенного горожанина.

Безусловно, когда человек становился вольноотпущенником – он заботился о себе уже сам.

Но на вольноотпущенника свобода действовала по особенному и состраданием к таким каким был он когда-то сам он не имел.

— О чём мечтает раб – о собственных рабах. – И это было совершенно верно.

Вольноотпущенник был во сто крат хуже того самого богатого патриция, который родился в знатной семье. Новоиспечённый богач, в прошлом раб был голоден на то, чего был обделён за годы рабства и поэтому творил, куда невероятные вещи, от которых и душа вздрагивала.

Словом раб был фигурой, из — за которой античный мир существовал не особо задумываясь какого ему живётся,

Даже механик, который был так близок к открытию парового двигателя в эпоху античной Греции Герон не спешил усовершенствовать своё изобретение парового шара, который мог бы сделать шаг к большому прогрессу. Это могло бы начать промышленную революцию 2000 лет назад, однако нужно быть откровенным, что в том мире, который был основан на дешёвом рабском труде никому были не интересны облегчающие работу устройства.

Однако человек покупающий свободу мог как не странно подняться довольно высоко по карьерной лестнице.

Бывали даже случаи, что хозяева влюблялись в рабынь, даровали им свободу и женились на них. Некоторые прекрасные надгробья найденные в Риме, в Англии и в других уголках бывшей империи подтверждают именно тот факт, что горячо любимая преждевременно ушедшая жена в прошлом была рабыней.

Но тут опять кому как могло повезти. У каждого была своя судьба.

Будем откровенными мы мало задумываемся как на самом деле обстояли дела, чтобы выстроить такие почти бессмертные монументы.

— Цель оправдывает средства.

И даже если такого шедевра человеку будет не дано повторить ещё раз, то пусть это и остаётся в прошлом, ведь обратная сторона этого головокружительного успеха – это разорённые государства, сломанные судьбы и тяжёлая грубая рабская работа, если ты не был убит, то работай не покладая рук во благо твоего нового господина.

Вот интересный факт такой цены завоеваний.

Юлий Цезарь нападает на кельтов и четверть миллиона были либо убиты, либо порабощены.

А всё почему? Да потому, что «Кто владеет информацией — владеет миром». Цезарю было хорошо ведомо, что у кельтов было столько золота, что другим даже не снилось. От одного их городка в год добывали семьдесят! тон золота. Только в нынешнее время выяснилась правда истинного намерения великого полководца. Поэтому была придумана хорошая сказка, почему римская армия вступила в схватку с варварами (а это прозвище для всех тех, кто не принадлежал к числу римских граждан) и врага было успешно ликвидировано. Цезарь расплатился с долгами, оплатил расходы всех своих походов и в конце концов золото даже упало в цене на 25 % в Римской империи.

И таких примеров порабощения было масса. В том же Карфагене было убито полмиллиона человек, а другую половину обратили в рабство.

Сиде, один из городов, где история лежит просто под твоими ногами и даже на берегу моря.

Вот, например лестница, ведущая к берегу, выстроена кем-то, а кем, уже не ясно, а вот камни, которые омывают волны, и ты ступаешь на каждый из них. Какому строению они в прошлом принадлежали и в эпоху чьих завоеваний — неизвестно.

А ещё внезапно тебя пленит голос с минареты. На территории античного Сиде есть одна маленькая мечеть, которая пять раз в день призывает верующих на молитву.

Запахи специй и всевозможных товаров опьяняют тебя и просто ослепляют от красок и разнообразия.

Ты в восточном мире – начинаешь вспоминать, в конце концов, а то, что город совершенно из другой эпохи – это не обман зрения. Это сочетание несочетаемого. Храм в честь античных богов соседствуют с мечетями.

Так распорядилась судьба, что на смену античных богов пришло христианство, а впоследствии тут зародился ислам.

Поэтому голос муэдзина возвращает нас к реальности. Он как бы говорит, о том, что время таки римской империи давным-давно в прошлом, и как великие императоры не старались и сколько бы не порабощали и убивали, а их власть канула в лету. Что старая эпоха сменилась новой, и что мы живём в неплохой и более мирный час и что в жизни ничего нет постоянного.

Ночной Сиде, одна из тысячи жемчужин Турции.

— Всё течёт всё меняется. – Истина стара как мир.

И если время изменилось на этой земле с воинственного и жестокого на умиротворенное и романтичное место, то так даже лучше.

Оставим же прекрасным руинам пожелание простоять ещё долго и долго, не только как прекрасный отголосок их построивших, а как яркое свидетельство империи, достигшей своего расцвета цена которой была слишком высока.

Клидерман Отто

17.12.2015





Категории:

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.