Существительное «наука» произошло от глагола учить, научить чему-либо. Процесс обучения и называли наукой. Учителей же стали называть учёными, если они обладали большим объёмом знаний, неведомым другим людям. Таким образом, понятие «наука» в древние времена понималось очень широко. Но позже учителя и учёные разделились на тех, кто только учит и тех, кто добывает новые знания, исследует природу и общество, открывает законы их развития. Школьный учитель уже не назывался учёным, поскольку он не добывал новые знания. Сейчас и преподаватель ВУЗа не считается учёным, если он не имеет учёной степени кандидата или доктора тех или иных наук. А учёная степень присваивается только тем, кто внёс существенный вклад в развитие той или иной области знаний.
В настоящее время в Интернете можно найти разные определения науки. Например:
Наукой называется знание, образованное путем наблюдения и систематического и обоснованного изучения природы, общества и мысли.
Цель науки — открыть законы, регулирующие явления реальности, понять их и объяснить. Отсюда следует, что функция науки заключается в описании, объяснении и прогнозировании таких явлений с целью улучшения жизни человека ( https://ru.wikipedia.org).
Или:
Наука — особый вид познавательной практической деятельности человека. Научное познание отличается от познания обыденного, мифологического, религиозного тем, что ориентирована на достижение объективной истины, которая должна быть экспериментально и рационально обоснована. Наука отвергает возможность сверхъестественных явлений, которые происходят в нарушение законов природы. ().
Или ещё:
Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического . На этой основе выполняется обобщения или синтез новых знаний, которые описывают наблюдаемые или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществлять прогнозирование.
Функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.
Познавательная функция является основополагающей, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.
Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения.
Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения.
Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.
Культурные функции науки – образовательные, сводятся к тому, что наука является важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовании, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых. ()
А вот ещё одно определение науки:
Наука — это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.
Как видим, в определении науки есть слово «объективных», т.е. не зависимых
от субъекта (человека) и присущих природе, обществу.
Из всех этих определений науки я бы выделил следующие:
Наука — это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Наука – это добывание истины.
Наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира.
Первые научные труды появились примерно пять тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.
Так фактография породила историю, а дальнейший интерес человека к устройству механизмов, явлениям природы, звездам, животным, способствовал появлению математики, биологии, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.
В настоящее время мы имеем следующие виды наук:
Естественные – это науки о природе, происходящих в ней процессах, закономерностях. Сюда входят астрономия, биология, физика, химия, география, геология, геофизика и другие.
Точные — это отрасли науки, в которых изучают количественно точные закономерности. К точным наукам принято относить математику, физику, химию, информатику, а также некоторые разделы биологии. Точные науки, как правило, противопоставляют гуманитарным и общественным наукам, при этом и в их рамках существуют разделы и направления (в частности, в экономике, лингвистике, психологии, социологии), методологически соответствующие подходам точных наук (например, эконометрика, корпусная лингвистика, когнитивное моделирование, статистическая социология). Применяют полученные точные знания с целью развития техники и технологий. Речь идет об электротехнике, механике, радиотехнике, информатике и других;
Гуманитарные и общественные – это науки, изучающие человека и его взаимоотношения в обществе. Например, обществознание, философия, психология, социология, история, педагогика, экономика, политология, юриспруденция и т.д.
Из гуманитарных и общественных наук лично я бы назвал бы науками только те, которые не зависят от субъекта, от его личного мнения или мнения группы заинтересованных лиц. Т.е. чьё существование подтверждено объективными закономерностями (наблюдением, опытом, экспериментом, научным анализом). Остальные науки я отнёс бы к категории знаний.
Например, история является наукой только в части описания реальных событий и личностей, оказавших существенное влияние на них, а также времени их наступления или окончания (фактография). Толкование же самих событий, их роли и места в истории может значительно отличаться разными людьми в разное время и не является наукой. Это всего лишь некоторые знания, мнения отдельных людей. То же самое можно сказать о политологии и юриспруденции.
Признаки научного подхода
Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:
- сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры;
- затем наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
- далее происходит обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
- на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
- стадия эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, в дальнейшем проверяются более тщательно. Таким образом:
Научный подход (или методология) дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.
Теперь рассмотрим что же такое знание.
Знание – очень широкое понятие и очень ёмкое. Можно знать, как шить одежду, можно знать, как играть в футбол или как выращивать картофель и т.д. Знание — это осведомленность или понимание чего-либо.
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Научное знание лишь небольшая часть других знаний.
Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т.н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки и противоречия.
Вненаучное религиозное знание не является чьей-то выдумкой. Оно продуцируется определённым сообществом по отличным от принятых в науке нормам, имеют свои источники и средства познания. В истории формы знания, отнесённые к вненаучному религиозному знанию, объединяются общим понятием — эзотеризм или оккультизм.
Эзотери́зм, — совокупность ЗАКРЫТЫХ знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках».
Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, поэтому не существует единого эзотерического учения.
Оккультизм - это система тайных знаний, которая содержит герметические знания (Гермеса Трисмегиста) - Астрологию, Алхимию, Магию, Хиромантию.
Эзотерика и Оккультизм определяется учёными как псевдонаука. Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье и апеллирует к науке, провозглашая принцип единства науки, религии и философии. Однако в действительности, связь науки и эзотерики не очевидна. Научная картина мира кардинально отличается от картины мира эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведет поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан.
Эзотерическая форма вненаучного и внерационального знания прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов).
Институт Эзотерики в Москве, а также Магические ордена, являющиеся наиболее значимыми и весомыми в данных вопросах. Отдельного рода знаниями обладают Академии магии и Магические школы (школы магии).
Другим видом вненаучного знания является теология.
Богословие, или теология — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Теология - это изучение божественного творения, или, в более широком смысле, религиозной веры. Она преподается как академическая дисциплина, в духовных семинариях, академиях и занимается уникальным анализом сверхъестественного. Задает вопрос о Божественном откровении и стремится ответить на него. Откровение относится к принятию Бога, богов или божеств не только как трансцендентных или стоящих над миром природы, но также желающих и способных взаимодействовать с миром природы и открывать себя человечеству, распоряжаться судьбами людей.
Теология как научная дисциплина появилась в России существенно позже других стран – в 2015 году, а первая защита кандидатской диссертации по теологии состоялась только 1 июня 2017-го.
О том, почему в России научность теологии подвергается критике и почему эта критика, по мнению богословов зачастую необъективна, «Правмиру» рассказал архимандрит Кирилл (Говорун) — кандидат богословия, доктор философии, преподаватель Стокгольмской школы теологии, научный сотрудник Колумбийского университета.()
Теперь, когда успехи науки и польза от неё очевидны, теперь (в отличие от
средневековья, когда, наука и учёные подвергались гонениям со стороны церкви - вспомним костры инквизиции, судьбы великих
астрономов Джордано Бруно, Николая Коперника, Галилео Галилея и др. учёных), теперь религия пытается примазаться к науке, доказать, что теология и эзотерика – это тоже науки. На самом же деле
это только учения, верования или знания, не имеющие ничего общего с настоящей
наукой, с научными методами исследований и доказательствами истины. Ни в одной научной дисциплине не упоминается Бог. Науке Бог просто не нужен.
При этом я не хочу сказать ничего плохого о самой религии и о её роли в обществе. Если бы религия не была нужна людям, она бы не укоренилась, не прижилась в народе. Известные мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм несут в себе высокие нравственные начала, учат понятиям добра и зла. Они имеют большое воспитательное значение. Человеку нужна вера. Одни верят в Бога, другие не верят в него, но все они ВЕРЯТ!
Религия, вера - это наша история, наша культура, это наши корни. Скучно жить грубым материалистом, не верить ни во что святое, сверхъестественное, и пусть это будет Бог.
Сознание человека не терпит пустоты, оно просит чего-то духовного, возвышенного, иррационального. Это свойство человеческой психики, оно объективно и с этим надо считаться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.