Суждение 6. О том, кто ”смертью смерть попрал”...
17 февраля 2020 г., в понедельник, исполняется ровно 420 лет со дня казни итальянского философа-пантеиста (принцип - “Бог и Природа тождественны”; написал свыше 40 книг, включая ”О бесконечности, Вселенной и мирах”, ”Изгнание торжествующего зверя”, ”О причине, начале и едином” и др., которые в 1603 г. были внесены церковью в ”Индекс запрещенных книг” и оставались в нем почти 350 лет, до 1948 г.), поэта (философские сонеты), критика и противника традиционной геоцентрической модели мира и антропоцентризма, признанных христианской церковью научным фундаментом религиозного мировоззрения, сторонника и пропагандиста новой, гелиоцентрической системы мира Коперника, автора радикальной идеи о бесконечной Вселенной и множественности обитаемых в ней звездных миров, подобных солнечной системе, беглого священника-доминиканца (в 17 лет стал послушником доминиканского монастыря в Неаполе, в 24 года рукоположен в священники, а в 27 лет, будучи обвиненным собратьями в чтении запрещенных книг и ереси, бежал на север Италии, а позже в Европу – Швейцарию, Францию, Англию, Германию) и доктора теологии (в 26 лет защитил диссертацию по трудам Фомы Аквинского, соединившего теологию с аристотелизмом), мужественного борца за свободу мысли, слова и научного знания, смелого критика пороков и идеологии католической, кальвинистской и лютеранской церквей, а также нелепых библейских догм, 52-летнего Джордано Бруно (Нола, близ Неаполя, 1548-1600, Рим).
Его казнили после 8 лет заточения в тюрьмах вначале венецианской, а затем римской инквизиции, по приговору папского трибуна (решению суда “святой инквизиции”, одобренного папой Климентом VIII) как “нераскаявшегося грешника и неисправимого еретика”. За неделю до казни он был лишен сана священника, отлучен от церкви и перемещен в светскую темницу для приведения приговора в действие (церковь в подобных случаях всегда предусмотрительно “умывала руки”, оставляя “грязную работу” светским властям, причем с лицемерной мольбой к ним “обойтись с осужденным милостиво и без пролития крови”, что означало сожжение, утопление, повешение или замуровывание заживо). Казнь через сожжение на костре состоялась на рассвете 17 февраля 1600 г., в четверг, в “вечном городе”, в Риме, на левом берегу Тибра, на Площади Цветов (Кампо деи Фьоре). Один из свидетелей казни отмечал, что Бруно “встретил смерть, не выказав страха, и, когда перед ним поставили изображение Распятого [Христа], бросил на него беглый взгляд и отвел глаза в другую сторону”. Другой свидетель, католический кардинал, смаковал и злорадничал: “Так он был сожжен, погибнув жалкой смертью; думаю - отправился теперь в другие миры, что сам понавыдумал себе, возвестить там, как обычно расправляются римляне с нечестивцами и богохульными людьми”.
Позже, спустя десятилетия и столетия, католическая церковь неоднократно открещивалась от этого своего преступления (одного из бесчисленного множества других преступлений против свободо- , инако- и здавомыслия, против естественного права каждого человека на жизнь), заявляя, что был сожжен не живой Бруно, а якобы лишь его деревянный образ. До сих пор большая часть документов, имеющих отношение к процессу над Бруно, хранится в подвалах Ватикана и недоступна историкам-исследователям. Идя по следам Бруно и другого приверженца учения Коперника о гелиоцентрической системе мира – Галилео Галилея (1564-1642), церковь осудила в 1616 г. учение Коперника, а в 1633 г. ее новым, пожизненным “узником инквизиции” (под домашним арестом и пристальным наблюдением иезуитов) от философии и науки стал и сам ослепший Галилей. Впрочем, это совсем другая история...Но, если в 1992 г. , спустя 360 лет, церковь признала свое заблуждение и ошибку относительно Коперника и Галилея, то Джордано Бруно останется, видимо, ее непрощенной жертвой до конца времен (или до встречи землян с инопланетянами, которые подтвердят правоту Бруно о множественности обитаемых миров во Вселенной).
Читателям, желающим углубить свои знания о Джордано Бруно, его мире, его жизни, астрономических и философских идеях, а также “посмертной жизни” в памяти людей и трудах новых философов и ученых, рекомендую прочесть мою работу “Смертью смерть поправ”, а также связанные с нею работы “Идея геоцентризма, или история величайшего заблуждения человечества” и “Идея гелиоцентризма, или история преодоления величайшего заблуждения человечества”.
Минск, 15 февраля 2020 г., Гуртовцев А.Л.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.