(Из моего архива)
Подводный грузовик.
В мягкой подводной базе типа «Зонтик» могут одновременно проживать до шести акванавтов, но для этого им нужно постоянное материально-техническое обеспечение. Им нужны грузовые контейнеры с продовольствием и водой. Нужны контейнеры жизнеобеспечения, поставляющие в базу свежий воздух и электроэнергию. Нужны запасы кислорода и средств регенерации и для зарядки дыхательных аппаратов. Нужны носители или буксировщики водолазов, чтобы перемещаться под водой на разные, иногда на весьма значительные дистанции. Наконец, нужно производить смену акванавтов через определённое время. Всё это можно обеспечить, если база будет иметь постоянную связь с берегом.
Связь с берегом могут обеспечить катера или яхты, но только в хорошую погоду, а если штормит? Тогда можно доставлять всё это под водой на грузовом носителе водолазов. В этом случае легко решаются вопросы погрузки и выгрузки подводных контейнеров, т.к. в воде они имеют почти нулевую плавучесть, их можно грузить руками. Но для этого необходимо создать такой подводный грузовик. В плохую погоду, когда штормит, его можно подогнать к берегу в тихой гавани, загрузить, погрузиться под воду и выйти в море, к подводной базе.
Но под водой возможно только электродвижение, да и то с небольшой скоростью 4 – 5 узлов, а тихая гавань может находиться на значительном удалении от подводной базы. В этом случае целесообразно применить ныряющие катера. Такие уже созданы за рубежом, и в России. Только грузоподъёмность у них маленькая. Нужны более мощные, удобные скоростные носители водолазов с двигателями внутреннего сгорания. Они смогут двигаться как под водой, так и по поверхности воды в водоизмещающем режиме или в режиме глиссирования (в хорошую погоду).
На рис. 1 приведена конструкция подводного грузовика – носителя водолазов типа «Тритон», состоящего из двух прочных цилиндрических корпусов, (совершенно идентичных), защищённых от набегающего потока воды и волн общим лёгким прозрачным обтекателем. В обтекателе имеются люки для посадки водолазов, закрываемые сдвигающимися крышками. Грузовые контейнеры загружаются через заднюю откидную панель.
Рис. 1. Грузовой носитель водолазов «Тритон».
Цифрами на рис. 1 обозначены: 1 – отсек движительно-рулевого комплекса. 2 – лёгкий корпус. 3 – отсек аккумуляторной батареи. 4 – лёгкий обтекатель. 5 – топливная цистерна. 6 – баллоны ВВД. 7 – балластная цистерна. 8 – аккумуляторная батарея. 9 – приборный отсек. 10– кормовая дифферентная цистерна. 11 – гребной винт; 12 – гребной электродвигатель. 13 – двигатель внутреннего сгорания (ДВС). 14 – носовая дифферентная цистерна. 15 – гайдроп или якорь. 16 – лебёдка гайдропа или якоря. 17 – буксирный рым. 18 – скеги. 19 – антенна GPS. 20 – телевизионный перископ. 21 – клапан впускной ДВС. 22 – клапан выпускной ДВС. 23 – грузовые контейнеры. 24 – грузовые мешки; 25 – инфракрасный перископ-тепловизор.
В надводном положении носитель водолазов может глиссировать (рис. 2) на скорости 23 – 25 уз, используя два двигателя внутреннего сгорания. На режим глиссирования ему помогает выйти плоское днище со скегами по бортам. При этом частично он выходит из воды, и водолазы сидят в сухой кабине. Они не расходуют дыхательные смеси, не мёрзнут и могут питаться и пить воду из специальных тюбиков.
Рис. 2. Глиссирующий грузовой носитель водолазов типа «Тритон».
Придя в район местонахождения базы по системе GPS, водолазы осуществляют связь с базой по ЗПС, пеленгуют её и выходят на неё вплотную. Носитель водолазов ложится на грунт. Водолазы разгружают контейнеры и другие грузы. Затем носитель водолазов крепится к якорьтросу подводной базы и водолазы подзаряжают его аккумуляторную батарею, если это необходимо.
Носитель водолазов может в любое время вернуться обратно на берег, доставив в грузовых контейнерах очередную партию найденных водолазами образцов полезных ископаемых или образцов флоры и фауны данного региона.
Габариты грузового носителя водолазов позволяют разместить его в автофургоне на специальной тележке и спустить на воду по выдвижным аппарелям. Спуск на воду грузового носителя водолазов показан на рис. 3.
Рис. 3. Спуск носителя водолазов «Тритон» на воду из автофургона.
Цифрами обозначены: 1 – автомобиль; 2 – фургон; 3 – гидравлический подъёмник кузова; 4 – телескопические аппарели правого и левого борта, образующие слип; 5 – тележка с ложементами (колёса тележки движутся в канавках телескопических аппарелей); 6 – носитель водолазов «Тритон»; 7 – тросовая лебёдка.
В случае спуска грузового носителя водолазов с оборудованного побережья он может быть спущен на воду и поднят из воды по слипу (пологому бетонному спуску, уходящему в воду). В этом случае используется тележка, движущаяся по рельсам или на надувных шинах (трейлер). Движение тележки обеспечивается лебёдкой с тросом, которая установлена на берегу или вместо лебёдки используется автомобиль.
Подводное «такси».
Акванавты, живущие в подводной базе «Зонтик» (до 6-и чел.) должны выполнять работы, требующие иногда преодолевать значительные расстояния под водой. Это:
- поиск затонувших объектов;
- осмотр подводных кабелей и трубопроводов;
- поиск полезных ископаемых;
- обнаружение мест загрязнения окружающей среды;
- поиск редких форм флоры и фауны в регионе;
- поиск красивых подводных пейзажей для фото и киносъёмки;
- поиск подводных пещер и их обследование и т.д.
Акванавты могут выполнять такие работы парами, по четыре часа в день, сменяя друг друга, а могут и одновременно, в разных секторах.
Рассмотренные ранее индивидуальные буксировщики водолазов типа «Кит» (см. статью в моём блоге «Тяжёлый буксировщик водолаза…») конечно удобны из-за своих малых габаритов, но дальность их плавания и скорость не велики. Кроме того они сильно утомляют водолаза-водителя, поскольку не могут управляться автоматически. Для подводных путешествий на значительные расстояния нужны носители водолазов с автоматическим управлением по курсу и глубине (автопилотом).
Такие малые подводные аппараты появились давно. Ещё во Вторую мировую войну их использовали итальянские боевые пловцы из отряда Валери Боргёзе. Однако не все они подходят для подводных путешествий дайверов.
Прежде всего, их нужно доставить к подводной базе на катере (судне), а здесь имеют большое значение вес, габариты и форма носителей водолазов.
Для большинства зарубежных и отечественных носителей нужны кильблоки или специальные ложементы, чтобы транспортировать их автотранспортом. На катере (судне) им нужны кильблоки и растяжки для закрепления по штормовому. Нужны грузовые подъёмные краны для подъёма носителей с воды и спуска на воду. Это усложняет эксплуатацию носителей водолазов, поэтому мною предложена конструкция, позволяющая транспортировать лёгкие носители водолазов типа «Сирена» в грузовом носителе водолазов «Тритон» также как и грузовые контейнеры нулевой плавучести.
Конструкция предложенного носителя водолазов представлена на рис. 4.
Рис. 4. Четырёхместный носитель водолазов типа «Сирена».
Предложенный лёгкий носитель водолазов может складываться при транспортировке и приобретать цилиндрическую форму, что позволяет доставлять его на грузовом носителе водолазов «Тритон» как обычный грузовой контейнер. В носителе могут быть размещены от одного до четырёх водолазов.
Для приведения носителя в рабочее положение водолазы опускают вниз прочный цилиндрический модуль, в котором находится аккумуляторная батарея и грузовой отсек. Затем открывают крышки в верхнем лёгком обтекателе и садятся в носитель, при этом их ноги выходят за пределы обтекателя, что несколько увеличивает гидродинамическое сопротивление, но зато позволяет уменьшить длину кабин и увеличить экипаж носителя.
По такому же принципу могут быть созданы 2-х, 3-х, 5-и и 6-и местные носители водолазов. Такие носители могут иметь хорошее радиоэлектронное и навигационное оснащение. На них могут быть установлены подводные телевизионные камеры, многолучевые эхолоты, гидролокаторы бокового обзора, звуковизоры (см. мою книгу «Водолазная электроника»). Всё это позволит водителю видеть обстановку на экране дисплея значительно дальше и лучше, чем своими глазами. А искусственный интеллект в компьютере позволит распознать и выделить искомый предмет.
Правда, всё хорошо будет видно только водолазу-водителю, остальные водолазы – пассажиры. Они едут на место проведения подводных работ. Там они выйдут из носителя и всё увидят. Однако если водолазам-пассажирам надеть шлема с дополненной (виртуальной) реальностью, то они смогут видеть всё, также как и водолаз-водитель. Всем будет интересно, и они смогут переговариваться между собой по звукоподводной связи.
Таким образом, использование предложенных лёгких носителей водолазов значительно расширяет возможности акванавтов по выполнению изложенных выше подводных работ.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.