Предисловие
Основа живой природы и всех ее организмов, начиная с простейших и завершая самыми сложными (бактерии, растения, животные, люди), это живая клетка. Вне ее жизни нет. Каждая клетка одноклеточных и многоклеточных организмов обладает свойством обмена веществом и энергией с окружающей средой и свойством размножения путем собственного деления, т.е. предварительного роста, самоудвоения внутриклеточных структур и их последующего разделения с образованием обособленных или соединенных друг с другом клеток потомков – дочерних клеток.
Если основу неживой природы составляют атомы и их физико-химические соединения (молекулы, макромолекулы, микро- и макротела вплоть до звезд и галактик), то живая клетка представляет собой в структурно-функциональном отношении совершенно новое материальное образование, отсутствующее в неживой природе. Фундаментом живой клетки являются сложные материальные, биохимические коды – белки и нуклеиновые кислоты, бесчисленные комбинации которых создают все многообразие живой природы. Одни коды (белки как последовательности аминокислот 20 видов) определяют качественные и количественные признаки живых организмов, а другие (нуклеиновые кислоты как последовательности нуклеотидов 4 видов) – структуру и свойства белков, а также общую программу жизнедеятельности любой клетки любого организма. Именно нуклеиновые кислоты в виде биополимерных макромолекул РНК и ДНК воплотили в себе еще на заре абиогенного зарождения жизни на Земле природный, естественный механизм матричного самокопирования, который лег в основу строения, развития и деления всех живых клеток.
К открытию и пониманию этих базовых принципов живой природы, живой материи, живого вещества биология упорно стремилась последние два столетия, постоянно расширяя и углубляя свои представления о сущности сложнейших процессов, происходящих в живых организмах, и развивая, совершенствуя экспериментальные методы исследования живой природы на всех ее уровнях: биомолекулярном, внутриклеточном, организменном, популяционном, биоценозном и биосферном. Путь к истине требовал от ученых критического преодоления собственных временных научных ошибок и заблуждений (“научного незнания”) и мужественного отстаивания права на независимость и объективность научной истины вопреки давлению идеологических и политических интересов различных общественных групп и сил. Высшим достижением современной биологии стали идеи, принципы, методы и факты дарвиновской эволюции и генетики как науки о наследственности и изменчивости живых организмов. Генетика дала биологам-эволюционистам прочную основу, позволяющую с научных позиций понять и объяснить глубинные механизмы эволюционных процессов в живой природе.
Условно годом общественного признания генетики как новой науки можно считать 1900 г., когда три европейских ботаника независимо друг от друга “переоткрыли” законы наследственности, описанные еще в 1866 г. чеш.-австр. естествоиспытателем Г. Менделем. Эти законы (“гороховые законы”) удалось выявить в результате трудоемких и тщательно спланированных Менделем 8-летних научных опытов по гибридизации различных чистых сортов посевного гороха, в ходе которых он провел качественный и количественный (математический) анализ наследования 7 пар ярко выраженных, контрастирующих, альтернативных признаков у ряда поколений гибридов гороха. В 1906 г. в биологию был введен термин “генетика”, а в 1909 г. – термины “ген”, “генотип” и “фенотип”. С этих пор в Европе, США и царской России началось распространение, признание и активное развитие генетики как нового и многообещающего направления в биологии. Российские генетики во главе с биологом-генетиком, первым президентом ВАСХНИЛ, первым директором Института генетики АН СССР, акад. Николаем Вавиловым (1887-1943) занимали в мировой генетике достойное место вплоть до середины 1930-х гг.
Но затем для советской генетики наступил почти на 30 лет позорный, трагический, мрачный период гонений и унижений. Разгром генетики начался в СССР еще до войны, а завершился уже в послевоенные годы после известной августовской 1948 года сессии ВАСХНИЛ, тайно подготовленной “лысенковцами” во главе с “народным академиком”, тогдашним президентом ВАСХНИЛ Т.Д.Лысенко с благославления “вождя всех времен и народов” Сталина. За период “охоты на ведьм” в генетике и смежных с ней направлениях биологии (физиология, цитология, вирусология и др.) некоторые ученые-биологи были расстреляны, другие закончили жизнь в тюремных больницах (в том числе и Н.Вавилов, арестованный в 1940 г.), а сотни высококвалифицированных исследователей и преподавателей были отстранены от работы по профилю своего биологического образования и долгие годы вынуждены были работать вдали от центров науки не по своей специальности.
На мировую генетику партийные власти СССР навесили ярлыки лженауки, реакционного, идеалистического, буржуазного учения, враждебного по отношению к трудящимся массам и советскому народу в целом. Генетика была исключена из вузовских курсов и исследовательских программ академических и отраслевых институтов. Она, понеся невосполнимые людские, образовательные и научные потери, была отброшена в СССР на десятилетия назад. Медленное восстановление биологии и генетики в стране началось лишь с 1965 г. после отстранения от власти первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева, поддерживавшего после смерти Сталина доморощенное антинаучное направление лысенковцев, прятавших свою несостоятельность и бесполезность под маской “мичуринского учения” ПОКОЙНОГО знаменитого садовода-селекционера И.В.Мичурина (1855-1935).
В рамках моей книги “Генетика глазами философа” (“Краткое введение в основы генетики и историю развития ее понятий”) я не мог пройти мимо варварского, безумного, реакционного разгрома генетики партийными властями СССР и их услужливыми подмастерьями от биологии, сельского хозяйства и философии. Печальный опыт тех событий имеет не только историческое значение, но весьма поучителен для будущего науки, причем не только для биологии и философии, сколько для любого научного направления, которое тем или иным образом затрагивает общественное сознание, мировоззрение масс и частные, эгоистические интересы правящих элит и различных партийных групп.
История, как говорится, все расставит по своим местам: подлец будет назван подлецом, лжец – лжецом, бандит – бандитом, а жертвы клеветы, обмана и насилия будут очищены от грязи тех, кто забрасывал ею невинных людей по приказу властей или из собственных низменных, корыстных, садистских побуждений. Но, важнее не допустить впредь в современном обществе и завтрашнем дне человеческой цивилизации подобного насилия над подлинной, честной наукой, научными знаниями и достоинством ученых, стоящих на передней линии познания тайн и законов окружающей человека материальной природы. Лишь благодаря разуму и научному знанию человечество имеет шансы сохраниться и развиваться в суровом материальном земном и космическом мире, полном искусственных и естественных потрясений, катастроф и трагедий.
Поскольку все нападки на мировую генетику сводились в СССР в первую очередь к извращенным, клеветническим, подлым измышлениям в адрес основоположников научной генетики Менделя и хромосомной теории наследственности Моргана, а также в адрес их учений (менделизм, морганизм) и последователей (менделисты, морганисты), то я посчитал целесообразным дать предварительно краткое научное изложений основ этих двух замечательных учений. И только после этого я перехожу к заявленной теме “Разгрома генетики в СССР” с описанием причин, процессов, фактов и результатов первоначального развития, возвышения генетики в России конца 19-го – начала 20-го вв. и в СССР 1920-30-х гг. (ведь разгромить можно лишь то, что существовало ранее, т.е. было создано до последующего разорения). А далее, со сталинской эпохи индустриализации и сплошной коллективизации крестьянских хозяйств, которая, несомненно, стала одной из движущих причин описываемых научных бедствий, собственно и начинается тот полнейший разгром советской генетики, о котором речь пойдет ниже.
Важно отметить, что настоящее научно-популярное историческое исследование избранных вопросов биологии и генетики написано не с точки зрения генетика, биолога или историка биологии, а с более широкой позиции философа-диалектика, представителя современного новейшего направления в мировой философии материализма - Философии реального мира (ФРМ), или Философии полного материалистического монизма (ФПММ), которая впервые духовные проявления человеческой деятельности (сознание, мышление, творчество) рассматривает как комбинационные процессы материальных кодов, обозначающих соответствующие элементы и объекты окружающего человека материального мира. Такой философский подход к духовным явлениям во многом соответствует тем принципам организации живой природы, которые открыла генетика: как гены являются элементами фундамента живой клетки, точно так же материальные коды (кодирующая материя) являются фундаментом сознания и мышления человека.
Я думаю, что именно философский, общесистемный, интегрирующий подход к анализу рассматриваемых исторических событий может оказаться максимально полезен и интересен широкому кругу современных читателей, уже далеких от событий и трагедий (в том числе и научных) прошлых веков. Ошибки и заблуждения прошлого помогут современным людям, осознавшим исторический опыт, избежать их в настоящем и будущем. Хотя, для этого, к сожалению, самого знания еще недостаточно (можно знать и ничего не делать). Необходима сильная воля и уверенность в преодолении трудностей, а потому “Делай что должно и пусть будет то, что будет!”.
Минск, 13 ноября 2023 г.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.