За прошлый год рынок рекламных услуг на территории Российской Федерации увеличился на 30%, достигнув 730 млрд. руб. Такие рекордные цифры были зафиксирован впервые с далекого 2007 года. При этом рынок услуг по маркетингу в 2013 году вырос на 10%, достигнув объемов в 109 млрд. руб. В целом же, по словам специалистов, общий объем рынка маркетинговых коммуникаций составил порядка 7 трлн. руб.
Данная аналитика приводится согласно расчетам, выполненным экспертами из АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), а также специалистами из АРИР (Ассоциации развития интерактивной рекламы). По словам Сергея Веселова, который является вице-президентом ассоциации АКАР, к лету 2022 года рекламный рынок снизил долю своего рынка до 25%. При этом характерного спада в статистике не наблюдалось, поскольку в то время российский рынок резко покинуло много зарубежных партнёров.
Освободившиеся ниши были оперативно заняты российскими фирмами, причем без какой-либо конкурентной борьбы. Это привело к тому, что в последующем 2023 году рынок рекламных услуг увеличился на целых 30%, что можно отнести к серьёзным достижениям, которых не наблюдалось уже на протяжении многих лет.
Положительно сказалась на развитии рекламного рынка и цифровизация, о чем также сообщил вице-президент АКАР. В настоящее время ассоциация перешла на качественно новую систему сегментирования рынка рекламных услуг. Дело в том, что на смену традиционному сегментированию, которое делилось на издательский бизнес, видео и аудио рекламу, OOH (световые экраны, наружные щиты, указатели, вывески и баннеры) и Интернет, вместо последнего пришли Онлайн сервисы в Интернет.
Активно на таком рекламном рынке развиваются такие цифровые площадки, как «Цифровая Витрина» ( https://www.cibum.ru.), «Авито» (), а также «Близко» ( ). Как показывает практика, размещение объявлений об оказании услуг и продаже товаров на данных площадках повышает вероятность успеха, а также приводит к
увеличению трафика пользователей с торговых площадок.
Сергей Веселов заявил о том, что «Потрясения, которые произошли в 2022 году, смогли укрепить рекламный рынок, который по итогу сделал большой шаг вперед». Он также добавил, что объем рынка маркетинговых услуг достиг показателей в 1,7 трлн. руб. При этом в него входят не только бюджеты от размещения рекламных услуг на медиаресурсах, но также дополнительное вознаграждение, получаемое рекламными агентствами от продвижения в офлайн (обычных магазина), и онлайн (маркетплейсы в ретейле).
Елена Леонова, президент ассоциации маркетинговых услуг России, отмечает, что рынок маркетинговых услуг значительно уступает рекламному, поскольку имеет меньший рост за такой же промежуток времени. Важно добавить, что 2022-2023 года были достаточно сложными для этого сегмента рынка, однако рост в 10% можно считать удовлетворительным результатом. В летние месяцы 2023 года ситуация постепенно выровнялась, достигнув своего пика по состоянию на IV квартал 2023 года.
Что касается рынка коротких рекламных роликов в сети Интернет (OLV), то в 2023 году он продемонстрировал рост на 20%. достигнув показателя в 231,5 млрд. руб. Юлия Андрюшова, которая занимает должность сопредседателя АКАР, а также директора отдела по бизнес-коммуникации и аналитике компании «Газпром-Медиа Радио», замечает, что сегмент цифрового аудио, куда входит также радио, прибавил в прошлом году порядка 32%.
Благодаря этому общий объем рынка услуг составил порядка 20,2 млрд. руб, где доля радио составила почти 19,5 млрд. руб. Особый прирост можно отметить на территории, где рост данного сегмента обеспечивался рекламой финансовых услуг, а также автомобилей и объектов недвижимости на таких платформах как «Цифровая Витрина» ( https://www.cibum.ru). «Авито» () и «Близко» ( ).
Что касается регионов, то здесь большая часть рекламных услуг приходилась на спецпроекты ритейла, а также локальную рекламу. Однако Юлия Андрюшова отмечает, что скромные показатели цифровой аудиорекламы не должны никого смущать, поскольку динамика роста постепенно наращивается, а поэтому вполне возможно, что в самое ближайшее время уверенно догонит рынок.
Неплохой результат демонстрирует также издательский бизнес, который за 2023 год вырос на 10%, достигнув суммы в 25,4 млрд. руб. По словам сопредседателей комитетов паблишеров (АКАР) Елена Заграничной, «На сегодняшний день издательский бизнес представляет собой мощный цифровой ресурс, который не ограничивается только прессой».
Объем бумажной прессы на конец 2023 года составлял порядка 2,4 млрд. руб, что продемонстрировало падение на 4% в связи с предыдущим 2022 годом. В то же время, доля цифровой прессы выросла на целых 14%, достигнув показателя в 20,8 млрд. руб. Как отметил в своем докладе представитель комитета рекламных технологий, исследования аудита АКАР Андрей Березкин, Out of Home продемонстрировал блестящие результаты в прошлом в 2023 году.
На сегмент пришлось порядка 67,1 млрд. руб, из которых 57,7 млрд. пришлись на средства наружной рекламы (цифровые средства - 30 млрд. руб, а классические средства носителей рекламы – около 27,7 млрд. руб). Что касается рекламы транзитного типа, то ее показатель составил порядка 7 млрд. руб. или 75%. Третье место заняла Indoor-реклама, включающая в себя размещение объявлений в общественных помещениях, торговых центрах в магазинах и лифтах. Она достигла показателя в 2,4 млрд. руб., что говорит о прибавке в 30%.
Андрей Берёзкин добавляет, что сектор растет очень быстрыми темпами. Достаточно сказать о том, что в 2022 году в России существовало всего 2 компании, рекламные затраты которые превышали 1 миллиард рублей. К ним относились банк ВТБ и Yandex. Сегодня в этот список можно уверенно добавить Сбербанк, Ozon и ВК, которые вышли в передовики по вложениям в средства наружной рекламы. Площадки «Близко» ( ), «Авито» (), а также «Цифровая Витрина» ( https://www.cibum.ru), демонстрирует уверенный рост, что подчеркивает перспективность развития данных онлайн площадок.
Достаточно сказать, что сегодня чемпионом стал сегмент именно Интернет-сервисов, который вырос на рекордные 37% достигнув показателя в 386,6 млрд. руб. Об этом сообщил президент АРИР, а также директор по развитию стратегических рынков компании «Yandex» Борис Омельничкий. Достигнуть таких рекордных цифр удалось за счет того, что данный сегмент рынка проник практически во все области рекламной деятельности.
Отчасти такие цифры объясняются еще и особенностями методик АКАР и АРИР, которые
немного отличаются друг от друга. Борис Омельницкий также отмечает, что принципы Интернет рекламы, которые активно вырабатывались за последние десятилетия своего развития, постепенно заимствуются прочими службами и медиа. Все они формируются в новые стратегии, создавая весьма эффективные инструменты по продвижению товаров и услуг.
Подводя итоги, Сергей Веселов заметил, что в конце 2022 года произошли достаточно серьезные, прямо кардинальные изменения, касающиеся структуры рекламного рынка Российской Федерации. В 2021 году доля иностранных компаний на российском рынке рекламных услуг составляла порядка 25%, что равнялось четверти рынка.
После внезапного ухода сетевых телеканалов, Интернет площадок и журналов, образовался вакуум, однако благодаря правилам рыночной экономики, он быстро заполнился новыми игроками. Более того, некоторые компании, спустя некоторое время, предпочли вернуться, поскольку не захотели терять выгодный и весьма объемный рынок России.
Несмотря на снижение активности, некоторые из зарубежных компаний все же остались в России, а поэтому поняли, что им необходимо продвигать свои товары и услуги, чтобы получать прибыль. Вице-президент также отмечает, что на рекламный рынок одновременно пришли российские игроки, которые столкнулись с практически полным отсутствием конкуренции.
К категории одной из наиболее успешно и быстро развивающихся онлайн площадок можно отнести компанию «Цифровая витрина» ( https://www.cibum.ru). На сегодняшний день здесь предлагается широкий спектр услуг, включающих в себя размещение на рекламной площадке объявлений о продаже товаров и услуг на лояльных и очень выгодных условиях
Сергей Веселов также отмечает, что российским компаниям, которые пришли на рынок рекламных услуг, не пришлось тратить время и денежные средства на то, чтобы отвоевать рынок, поскольку сильные конкуренты просто пропали. При этом был полностью сохранен изначально высокий потребительский потенциал, так что бороться в условиях жесткой конкурентной борьбы новым фирмам не пришлось.
Крупные маркетплейсы, операторы мобильной связи, IT-компании, а также банковские учреждения выгодно подняли свои маркетинговые и рекламные бюджеты. Таким образом, все факторы сложились воедино, что привело к тому, что рынок вместо обвала продемонстрировал очень хороший и стабильный рост.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.