ВТОРАЯ РОДИНА ОБЕРНУЛАСЬ МОГИЛОЙ
Несмотря на то, что прошли многие годы, сознание по-прежнему не в состоянии охватить трагедию постигшей народы России. Сегодня ей дано точное определение – геноцид, пропитанный идеологией классовой борьбы. Не обошел он и томскую землю. Среди двадцати тысяч ее жителей, безвинно попавших в те далекие страшные годы в жернова политических репрессий, были и трое американцев, вернее, уроженцев США, принявших подданство СССР. Это Ридель Рычард Александрович, Прейксаш Эмиль Ивановичи Панасюк Софья Ивановна.
Р. Ридель родился в1924 году в Чикаго (США) в немецкой семье. В 1925 году переехал вместе с родителями на жительство, в Саратов. По достижении 17 лет поступил работать учеником токаря на механический завод. Однако на этом его спокойная трудовая жизнь прерывается. По решению верховной власти его новой родины, взявшей на долгие годы в свои руки судьбы многих тысяч «поволжских немцев», он выселяется в Сибирь. Его отца забирают в Трудовую армию, а старшего брата, как «врага народа», - в исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) сроком на 15 лет.
Тымский леспромхоз Каргасокского района, куда прибыл Рычард Ридель, во исполнение чужой воли, встретил его неприветливо. Именно здесь, в суровом, таежном краю, начались его основные злоключения, которые легли в основу обвинительной части заключения по следственному делу №4315 в местном отделении НКВД. Риделю инкриминируют враждебное отношение к политике ВКП (б) и Советского правительства, не выполнение плана и срыв программы лесозаготовок, невыход на работу и клевету на материальное обеспечение рабочих и, наконец, похищение топора у стахановца, который вследствие этого не работал целый день. Свою защиту Рычард строил сам. Его объяснения сводились к следующему: «Дневную норму выполняю на 50-70 процентов, по причине отсутствия опыта, а не наличия у меня злого умысла. На работу не выходил, так как производил ремонт сапога, который разрубил топором. Топора у стахановца Томаша не похищал, а, наоборот, нашел его заброшенным в лесу и возвратил хозяину. От слов, сказанных поселковому коменданту, я не отрекаюсь. Я действительно голодный, голый, советской властью не довольный. Нам, немцам, ничего не доверяют, выселили нас неправильно, постоянно мучают, а за что – неизвестно. Лучше расстреляйте, чем так мучить! Я - враг Советского народа!
По прошествии столь долго времени сложно судить назвал ли себя Ридель «врагом советского народа» в отчаянии, или это результат ухищрений следователя, но после этого развязка долго себя ждать не заставила. 16 октября 1943 года судебная коллегия по уголовным делам Нарымского округа от имени РФСР приговаривает его по стать 58 к десяти года исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах сроком на пять лет и конфискацией имущества.
В 1949 году Ридель пишет жалобу на незаконное осуждение. Ее рассматривают в Томской областной прокуратуре и не находят оснований для ее удовлетворения. В апреле 1960 года, в период «оттепели», Ридель, уже отбывший срок полностью, вновь обращается в ту же инстанцию с просьбой «снять обвинения, признающие его врагом народа. 23 июля 1960 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговор Нарымского окружного суда отменяет за отсутствием состава преступления. До последнего времени Рычард Александрович проживал в Джамбуле.
Судьбы Эмиля Прейксаша и Софьи Панасюк схожи в своей трагичности с судьбой Риделя.
Эмиль Прейксаш, литовец по происхождению, родился в 1912 году в Томмасе (США). В десятилетнем возрасте переехал с родителями в Кемерово, где в то время исключительно из американцев была организована индустриальная колония «Кузбасс». В 1934 году он поступает учиться на химический факультет Томского индустриального института. Однако окончить его Эмилю не удалось, потому как в стране, по мнению Верховной власти, вызрела необходимость дать бой «врагам народа». На этот раз ею были избраны поляки-перебежчики, политэмигранты, политобменные из Польши. В соответствии с закрытым письмом ЦК ВКП (б), органы НКВД начали массовую операцию по ликвидации на местах польских диверсионно-шпионской групп и членов «Польской организации Войсковой». К одной из таких организаций и был приписан Э. Прейкшас в качестве активного ее участника. В протоколе допроса, записанного якобы с его слов, он признается во всех тяжких грехах, которые привели его 14 января 1938 года в камеру смертников. Приговор был приведен в исполнение без промедления. В мае 1956 года Генеральный прокурор СССР Р. Руденко, по заявлению сестры расстрелянного – Анны, организует проверку материалов уголовного дела и выносит протест, который военный трибунал СибВО признает обоснованным и реабилитирует Эмиля Прейкшаса полностью.
Софья Панасюк (в девичестве Фуляр) родилась в 1914 году в Детройте (США) в польской семье. В 1922 году переехала вместе с родителями в Польшу. В 1938 году вышла замуж за сержанта польской армии. В момент прихода советской власти на земли Западной Белоруссии она вместе с мужем проживала в местечке Линово Брестской области. Коротким было их семейное счастье в годы военного лихолетья. В 1940 году мужа арестовывают как пособника фашисткой Германии, а ее с отцом, матерью и сестрой выселяют в поселок Тогур Нарымского округа, где она сразу попадает в поле зрения органов НКВД, осуществлявших в тот период «изъятие контрреволюции» из числа польских граждан. Софья стойко держится на допросах, но ей не удается переломить ход следствия, ведущегося по схеме, неоднократно обкатанной по делам подобного рода. В ней и камерная обработка арестованных, и изобличение показаниями других обвиняемых, и составление заранее обличающего протокола, и проведение очной ставки с наиболее подготовленными для этого обвиняемыми. Итог – ее признают врагом народа, осуществляющим активную агитацию в пользу фашисткой Германии. 18 декабря 1943 года Софья Панасюк Особым совещанием при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР была приговорена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Свой срок отбыла полностью.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.