Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
1
Огорчение
0
Палец вверх
1
Палец вниз
0
Аплодирую
1
Рука лицо
0

24.07.2024 - 07:40:53
214

“Маркетплейсы и интернет-поиск: почему люди все чаще используют для поиска маркетплейсы?”

Маркетплейсы и интернет-поиск: почему люди все чаще используют для поиска маркетплейсы?

Причины популярности поиска в маркетлейсах

Посетители глобальной паутины все чаще ищут товары в интернете. За прошедшие 1,5 года количество поисковых запросов в маркетплейсах выросло до 3,5 млрд в месяц. Это на 40% больше, чем летом 2022 года, утверждают в Mediascope со ссылкой на Forbes.

В среднем один посетитель интернет-магазина совершает ежемесячно 35 запросов. Онлайн-шопинг, поиск товара, написание комментариев превращаются в своеобразный досуг. Это еще больше повышает прибыль владельцев маркетплейсов.

Запрос на шоппинг в российском обществе только растет

В начале 2024 года поисковая активность россиян в e-commerce сегменте росла по всем показателям. Аналитики Forbes посчитали как изменилась активность посетителей российских маркетплейсов с августа 2022-ого по апрель текущего года.

Общее количество запросов в месяц увеличилось до 3,5 млрд. В статистику попали любые запросы с территории РФ от людей старше 12 лет с мобильного устройства или компьютера.

Среднее ежемесячное число товарных категорий на одного пользователя увеличилось с 5,2 до 5,7, среднее количество поисковых запросов – с 31 до 35. Среднее количество дней поисковой активности увеличилось на 1 день и составило 9,1 дней.

Несмотря на то, что рост поисковых запросов отмечен почти во всех товарных категориях, лидерами роста стали одежда и обувь, также возросла популярность товаров для дома и дачи, бытовой химии, продуктов питания.

Уверенно снижается количество запросов разве что в категориях «бумажные книги» и «товары для курения», что, впрочем, можно назвать предсказуемым результатом. Также посетители маркетплейсов стали меньше искать подгузники и детское питание.

Слегка снизилось и количество посещаемых в среднем маркетплейсов. Теперь один клиент посещает 2,6 маркетплейов ежемесячно, полтора года назад – 2,7 интернет-магазина. Рынок консолидируется в пользу крупных торговых площадок, а клиенты все чаще ориентируются на уже знакомых продавцов, поясняют в Mediascope.  

Впрочем, большинство россиян по-прежнему продолжает сравнивать предложения в популярных маркетплейсах. А также продолжает выбирать продукцию на таких площадках как «Авито», «Близко», «Цифровая Витрина» https://www.cibum.ru.

Россиян, выбирающих товар только в одном маркетплейсе сравнительно немного. Больше всех таких клиентов у Wildberries – до 24%. Меньше всего – у «Мегамаркет» – 5%. От 5% до 24% эксклюзивных клиентов имеют гиганты рынка Ozon, «Яндекс Маркет» и Aliexpress.

Растет популярность и профильных маркетплейсов. Достаточно уверенно себя чувствуют прежде всего «Самокат» и «М.Видео». Доставка еды становится все популярнее и в регионах, а бытовая техника из «М.Видео» уже перестала вызывать опасения даже у самых скептически настроенных клиентов.

Канцтовары из «МагнитМаркета», детская продукция от «Детского мира» и книги из «Читай-города» также становятся все привычнее. Причем, все чаще о новинках посетители предпочитают узнавать на самих маркетплейсах.

По данным Mediascope, профильные маркетплейсы все чаще попадают в топ-5 поиска товаров. Разумеется, в соответствующей профилю категории. Было бы странно искать в «Читай-Городе» холодильники, а в «М.Видео» абрикосы.

Смена поведения была ожидаема

Если верить главе наблюдательного совета WEE и бывшему коммерческому директору «Яндекс Маркета» Евгению Щепелину, рост поисковых запросов был предсказуем. Клиенты банально перестают пользоваться оффлайн-магазинам.

Об этом свидетельствует не только рост поисковых запросов в маркетплейсах, но и сохраняющаяся конверсия. То есть, люди стали не только больше искать, но и больше покупать. Евегий Щепилин сравнивает ситуацию в «рунете» с аналогичной ситуацией на западных рынках. Где покупатель точно так же все чаще ищет товар не в Google, а сразу в Amazon.

В РФ этот процесс проходит даже быстрее, чем на западе. Во-первых, потому, что начался позже, когда интернет-технологии стали еще доступнее. Во-вторых, из-за высокой конкуренции российские маркетплейсы вынуждены в буквальном смысле ежедневно ставить эксклюзивные выгодные предложения.

Кроме того, в России стало меньше рекламных площадок сравнения цен – с рынка ушли украинские ресурсы, в частности, E-katalog и TIU, перестал сравнивать цены «Яндекс.Маркет». По словам основателя маркетплейса аутстаффинга SkillStaff Александра Хачияна, изменились поведенческие модели не только пользователей, но и самих маркетплейсов.

Некоторые российские рекламные площадки сравнения цен сами решили стать маркетплейсами («Яндекс.Маркет»), другие – предоставляют недостаточно полные, иногда – предвзятые и неточные данные. Пользоваться привычными поисковыми системами стало не так удобно.

А вот узкоспециализированные магазины не только сумели завоевать репутацию, они стали удобнее, обзавелись своими инструментами по поиску и сравнению.

Рост заказов в маркетплейсах до 100% в год, конечно, не будет продолжаться бесконечно, но сейчас это объективная реальность. Чуть быстрее растут «Мегамаркет» и «Яндекс Маркет», стали «притормаживать» Ozon и Wildberries. Но, по словам партнера Data Insight Федора Вирина, рост заказов крупных маркетплейсов все равно очень-очень высок.

Прежде чем заказать товар, его необходимо найти, а значит, пусть и не такими быстрыми темпами, будет расти и поиск в макетплейсе. Медленнее прежде всего потому, что часть заказов уже давно находится у клиентов в «избранном», заказ повседневных предметов обихода, еды превратился в рутину.

Кроме того, определенную погрешность может давать и методика подсчета Mediascope, уверен Вирин. В любом случае, из поисковых систем люди, ищущие товары, будут все чаще переходить в маркетплейсы, это неизбежный процесс.

Онлайн-закупки будут только расти

По словам директора Ozon по маркетингу и монетизации Олега Дорожока, увеличение поисковых запросов – не единственный показатель, свидетельствующий о росте популярности этого маркетплейса.

Так, по статистике Ozon за первый квартал текущего года, в среднем активный покупатель делает 22 заказа в год. Это в 1,5 раза больше, чем по итогам 1 квартала прошлого года. Дорожок уверен, что рост заказов обеспечили и более удобные поисковые ресурсы, над улучшением алгоритмов которых постоянно работают в компании.

А в «Яндекс.Маркете» уже прямо говорят о том, что около 40% людей заходят в маркетплесы без конкретной цели что-то купить. Они проводят там время, узнают о новинках, ищут интересные товары, ориентируясь на рекомендации ресурса. Согласно статистике «Яндекс.Маркета», около 45% покупок в категории «Одежда, обувь и аксессуары» делаются по рекомендациям, основанным на поисковых алгоритмах ресурса.

Доля маркетплейсов в интернет-потреблении России

Если верить исследованию, опубликованному Mediascope, россияне по-прежнему чаще всего оплачивают в сети видео (22%), соцсети (17%) и игры (9%).  Доля маркетплейсов и поисковых систем по состоянию на февраль-март 2024 года составила по 4%.

Доля маркетплейсов будет расти. Об этом свидетельствует, в частности, рост популярности во всех возрастных группах. А значит будут расти и развиваться сами макетплейсы, а также такие площадки как «Авито», «Близко», «Цифровая Витрина».

По данным Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос в 2023 году на 44%.  На начало 2024 года он составлял 7,8 трлн рублей. А число заказов увеличилось на 78% и превысило 5 млрд.

На онлайн-продажи в 2023 году пришлось 19% всего российского ритейла. И 37%, если говорить только о непродовольственном сегменте.  Аналитики Data Insight ожидают, что по итогам 2024 года рынок e-commerce превысит 10 трлн рублей, а количество заказов возрастет до 7 млрд.





Категории:

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.