Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0

29.06.2024 - 14:14:42
47

“Как экономично издать книгу за свой счет?”

Гуртовцев А.Л.

 

Как  экономно издать книгу за свой счет?

Советы бывалого автора

 

Содержание:

Введение - Бумажная или электронная? – Выбор тиража – Выбор объема, формата, обложки и переплета – Структура и редактура – Корректура – Создание  оригинал-макета (верстка). Сигнальный экземпляр – Печать тиража. Распределение тиража. Доставка тиража автору – Выбор издательства и договор с ним. Расчеты с издательством 

 

Введение

 

Первые 3 свои книги (с соавторами) я издал еще во времена СССР. Это были: “Микропроцессорные средства” (первая отечественная книга по микропроцессорам, 1977 г., 235 стр., 700 экз., Рига, “Зинатне [Наука]”; весь тираж разошелся за 2 дня на 2-ой Всесоюзной конференции по микропроцессорам в Риге в 1977 г.), “Логическое проектирование устройств автоматики” (1978 г., 210 стр., 2000 экз., Рига,  “Зинатне”; книга была удостоена Первой премии Президиума АН Латвийской ССР в 1979 г.: премию в 2000 руб мы поделили на троих, т.е. каждому вышло по 666 руб, что по тем временам составляло 3-месячный заработок мнс), “Программы для микропроцессоров” (1989 г., 352 стр., 33,5 тыс. экз., Минск, “Вышэйшая школа”; тираж разошелся в СССР за 2 года). Кроме этих 3 книг во времена СССР и на постсоветском пространстве в период  1970 – 2009 гг. я опубликовал в ведущих научно-технических журналах СССР, России, Беларуси и Украины более 250 статей.

Но, тот советский опыт мало чем может помочь в современном коммерческом издательском мире, где многое изменилось как для авторов, так и для издательств. Первый опыт издания книги за свой собственный счет я получил в 2015 году, когда в небольшом минском издательстве УП “Энциклопедикс” опубликовал за свой счет мою первую книгу по философии “Думать или верить? Ода человеческой ослиности” (2015 г., 420 стр, 99 экз.). Весь процесс издания мне стал в 1000 долларов, т.е. один экземпляр книги по себестоимости обошелся в 10 долларов.. Продать книгу даже по себестоимости в те года было проблематично. Пару десятков экземпляров было продано в крупные библиотеки и небольшому кругу читателей, а большая часть тиража так и осталась до сих пор нераспроданной. Возможно, я мало проявил активности для распространения книги  через минские книжные магазины (с каждым надо было заключать отдельный договор и ждать реализации неопределенное время). Условия же  распространения через интернет-площадки в белорусском секторе интернета оказались неподъемными (интернет - магазины не желают иметь дела с физическими лицами, предпочитая им юридических лиц или в крайнем случае индивидуальных предпринимателей).

В этом году появились некоторые российские издательские фирмы, которые предложили услуги распространения чужих тиражей через свои  собственные склады  и интернт-плейсы. Но, во-первых , автор за свой счет должен  доставить на их склады свой тираж, во-вторых, оплатить хранение тиража (10 руб в месяц за 1 экз; например, тираж в 70 книг обойдется в месяц 700 руб, а за полгода – 4200 руб), а, в -третьи, никто не гарантирует, что тираж целиком или хотя бы какая-то его часть будут проданы. В случае не продажи автор опять же за свой счет должен вернуть непроданный тираж себе обратно. Фирма в таком хитроумном процессе ничего не теряет, а автор вместо реализации залежавшегося тиража понесет дополнительны убытки. Мне лично такая схема не понравилась.

Новый опыт издания книги за свой счет я приобретаю именно сейчас, и  этим свежим опытом хочу поделиться с читателями. Речь идет об издании книг на конкретном примере моей крупной новой книги “Фундаментальный материализм. Философия реальногомира” (700 стр. формата А4; 2,6 млн знаков, что, для сравнения, в 2 раза превышает объем “Илиады” и “Одиссеи” Гомера [упаси, боже, сравнивать себя с великим Гомером]). Эта книга стала пробным “оселком” в моем общении с десятками издательств России и Беларуси. По натуре я научный аналитик (“Фома неверующий”) и, думаю, мои замечания могут оказаться полезными многим авторам, которые размышляют о вариантах издания своих произведений за собственный счет.

 

Бумажная или электронная?

 

Первый вопрос, который обычно встает перед каждым автором, желающим представить свое произведение на суд читателей, это вопрос о том, в каком виде – электронном или бумажном – “осчастливить” народ своими идеями? До появления интернета выбора особого не было: только бумажный вид в варианте официального издательства или подпольного самиздата (с ручным ксерокопированием текстов и их распространением среди знакомых). Интернет открыл электронную дорогу многим авторам к большому кругу своих потенциальных читателей. Размещение своих произведений в интернете (их у меня полсотни, а некоторых авторов свыше тысячи) – это отдельная и не такая уже простая, как кажется на первый взгляд, тема. Но здесь мы ее не станем обсуждать.

Итак, начнем с того, что автор “созрел” до состояния, когда захотел увидеть свои произведения напечатанными на бумаге типографским способом, оформленными по всем издательским канонам, помещенными  в крупные библиотеки и представленными для розничной продажи в книжных магазинах или интернет-плейсерах. Здесь очень важна авторская мотивация: почему автора не устраивает электронная, интернетовская версия его произведений и ему захотелось их издать традиционным, бумажным способом?

Сегодня каждому понятно, что интернет дает автору столько читателей, сколько не даст никакой конкретный тираж бумажной книги. Как известно, издательство книг из года в год дорожает из-за удорожания материалов (бумага, краски, картон, нити, клей), оборудования, электроэнергии, помещений и квалифицированного человеческого труда. В годы СССР книги издавались гигантскими тиражами (десятки-сотни тысяч экземпляров: пример моя книга “Программы для микропроцессоров” тиражом в 33,5 тыс. экземпляров; открою маленький секрет: для увеличения тиража мне пришлось разослать в книжные магазины СССР 200 рекламных писем), а сегодня тираж книги в 1000 экз. считается крупным. Тогда книга стоила в среднем доли советского рубля (доли доллара), а  сегодня сотни или тысячи российских рублей (10-40 долларов). Для примера, издание 30 экз. моего 700-страничного труда оценивается по минимуму в 1500-1800 долларов, т.е. до 60 долларов за один экземпляр. Кто может позволить себе сегодня покупать книги по такой цене? Да никто!

Вопрос заоблачных цен бумажных книг – это один вопрос. А другой вопрос – где современным читателям найти деньги на книги и хранить их? Жилье дорогое, многие его арендуют, а подчас переезжают с места на место. И куда же деть свои личные библиотеки из десятков - сотен тяжелых книг? У меня, например, почти вся 2-комнатная квартира заставлена книжными шкафами, где хранятся более двух тысяч книг (несколько сотен распродал через букинистические магазины, чтобы хоть немного разгрузить шкафы). Все, из такой квартиры уже никуда не переедешь: книги держат на месте, как корабль – якорь. Когда-то, работая в институте в центре Минска, я каждый обед заходил в книжные магазины в поисках новинок. С обеда возвращался, держа в руках иногда по 5-6 книг. Все осталось в далеком прошлом. Вот уже почти 15 лет не покупаю новых книг, а пользуюсь бесплатно электронными.

     И таким образом сегодня поступает большинство читателей. По последним опросам электронных библиотек спрос на электронные и бумажные книги почти одинаков, но тренд роста популярности электронных книг очевиден. Рынок бумажных книг сокращается и будет сокращаться дальше. А это означает сокращение тиражей и рост стоимости книг. Придет время, когда они будут цениться на вес золота.

И вот в таких-то условиях возникает закономерный вопрос: друг-автор, а зачем тебе лично нужна бумажная книга? Каждый, видимо, имеет свои варианты ответа. Здесь и следование устаревшим стереотипам, и тщеславие, и имидж, и желание “пустить пыль в глаза”, и карьерные устремления, и стремление “обессмертить” свое имя (помните: “я памятник себе воздвиг нерукотворный”), и заявить о своем приоритете на какие-то идеи мирового уровня и т.д. Могу сказать о себе. За последние 15 лет я написал ряд серьезных электронных работ по философии, естествознанию, атеизму и религии. Сейчас мне 76 лет, физические и духовные силы потихоньку слабеют, зрение садится. Надо подвести духовные итоги мыслительной деятельности. На это не жалко потратить пару тысяч долларов (не больше!). Имеет прямой смысл закрепить эти итоги в официальном издательском мире с соблюдением всех издательских правил (при написании электронных книг эти правила часто нарушаются). Мои работы, я полагаю, должны дойти не только до читателя электронных  библиотек, но и обычных библиотек с их бумажными фондами и обширным поисковым механизмом. Как-то так.

 

Выбор тиража

 

Цель печати тиража определяет его объем. Следует изначально понять, что при издании книги за свой счет вы ничего не заработаете. Только потратите. Можете рассматривать этот процесс в качестве благотворительного по отношению к издательству, типографии и книжной палате (ведь часть тиража обязательно уйдет в государственную книжную палату: в России это 16 экз.). Как и в любом благотворительном процессе вы получите лишь моральное удовлетворение и сознание своего выполненного духовного долга (перед собой, близкими, общества в целом).

 Поэтому начинайте экономить прямо с выбора размера тиража. Общее правило здесь такое: чем больше тираж, тем больше затраты, но в расчете на один экземпляр тиража они уменьшаются почти пропорционально размеру тиража, начиная с определенного нижнего предела (учитывает затраты не на саму печать тиража, а на его предпечатную подготовку). И наоборот, общие затраты минимальны при малом тираже, но стоимость одного экземпляра книги при этом максимальна.

Если тираж вы планируете подарить друзьям и знакомым, то их число учтите в тираже (добавьте его к числу обязательной рассылки). В моем случае я вначале планировал тираж 100 экземпляров (себестоимость 1 экз около 20 долларов), но потом, представив сложности его реализации, понял необходимость сократить его до минимума. Вопрос: до какого минимума? В моем возрасте у меня уже не осталось коллег и знакомых, которым я мог бы подарить свою новую книгу. Я решил снизить тираж до 50 экз., чтобы отдать из них 16 в книжную палату, себе взять 4 экз., а остальные 30 разослать в качестве подарка в ведущие библиотеки России.

Но, с помощью выбранного мною издательства и ознакомления с установленными библиотечными правилами о приеме дарованных книг мои иллюзии вскоре рассеялись. В народе говорят: “Дареному коню в зубы не смотрят”. Оказывается, у библиотек правила к приему дареных книг не менее жестки, чем правила формирования, пополнения своего библиотечного фонда. Не всякую дареную книгу они примут. Получается, я потрачу деньги на издание и рассылку книг, а там мне фыркнут: “Ваша книга нам не нужна”. Такой сценарий мне не нужен. В конце концов, я сократил тираж до 30 экз.: 16 в книжную палату, а 14 экз. мне лично. А вы, уважаемые авторы, делайте свои выводы.

 

Выбор объема, формата, обложки и переплета

 

Выбор объема книги (количество знаков с пробелами или страниц заданного формата) определяется тем, какую часть своего духовного творчества вы намерены вместить в книгу. Или это роман, или рассказ, или сборник статей, или новая “Одиссея” – все в ваших руках. Рекомендую как автор с большим стажем, не печатайте “муть”, случайные, сырые произведения. Не засоряйте информационное пространство и не порочьте изначально свою авторскую репутацию. Как говорится, “береги честь смолоду”. Дайте своим произведениям “отлежаться”, пройти проверку в электронном виде в интернете, еще лучше – на дискуссионных сайтах. Печатайте лучшее, избранное.

В моем случае 15 лет ежедневной работы породили массу материалов в области философии, астрономии, биологии, медицины, истории, мифологии, атеизма и религии. Лучшее из этих работ я и объединил в своей книге, подразделив ее на пять разделов. В сумме это оказалось 700 стр. в формате А4 или 2,6 млн знаков. Если выбрать не А4 , а более распространенный книжный формат А5, то окажется почти 1400 стр. Это неподъемный объем для такого формата. Выход в том, чтобы делать 2 тома или возвратиться к А4. Я выбрал последнее.

В связи с таким выбором сразу же возникает вопрос об обложке – мягкая или твердая? Твердая обложка всегда дороже мягкой: в отдельных издательствах разница в цене книг с разными типами обложек достигает 2-3 раз. Поэтому ради экономии желательно выбирать мягкую обложку. Но в ряде случаев это становится нецелесообразно. Мягкая обложка хороша для книг объемом не более 400-500 стр. Для толстых книг она не подходит. В моем случае с учетом большого объема и формата книги однозначно нужна твердая обложка.

Вид переплета важен для живучести и износоустойчивости книги. Вы  же не хотите, чтобы ваша книга рассыпалась на отдельные листы через пару лет пользования ею?! Чем больше по объему книга, тем важнее для нее качество переплета. Поэтому я выбрал надежный шитоклеенный переплет 7БЦ, хотя он и дороже более простых переплетов.

 

Структура и редактура

 

Структура и редактура книги – это одни из важнейших показателей качества книги. Книга не может быть большим набором непрерывного текста. Она должна иметь разделы, главы, параграфы, заголовки и подзаголовки, абзацы и легко читаемые и понимаемые предложения. На мой взгляд, структуру книги должен определять ни кто иной, как сам автор. Молодым авторам, не имеющего достаточного писательского опыта, подсказать нужную структуру книги может опытный редактор.

Редактирование книги – это одна из самых квалифицированных и наиболее дорого оплачиваемых издательских услуг (от 40 до 100 руб за 1 тыс. знаков в зависимости от состава книги, включая тексты, иллюстрации, таблицы, формулы и т.д.). Например, в моем случае редактирование моей 700-страничной книги обошлось бы в 150 тыс. рублей.

Я полагаю, что опытный автор должен быть сам редактором своей книги. Только сам автор способен добиться идеального сочетания содержания, смысла и формы книги. А для этого автору необходимо умение время от времени забывать то, что он написал. Обращаясь через какое-то время к своему произведению, автор должен уметь посмотреть на него как на некое стороннее творчество и благодаря этому внести в него новые краски, поправить стиль, сделать слово более ярким и доходчивым. Такой процесс редактирование своего произведения напоминает работу художника над картиной: подойти к мольберту, сделать мазок кистью, поставить точку, провести линию, отойти, оценить изменения в образе и повторить процесс праки вновь и вновь.

Поэтому, дорогие авторы, учитесь быть редакторами своих собственных произведений. Изучайте правила и приемы редактирования. Учитесь грамотному построению  предложений на примерах великой русской литературы.

 

Корректура

 

Корректура (исправление описок, орфографических и синтаксических ошибок, унификация обозначений, дат и т.д.), должна быть необходимой составной частью издательской подготовки любой книги. Тем более это относится к книгам большого объема. Дело в том, что автор при написании книги сосредоточен в первую очередь на ее содержании, смысле и форме. Ему хочется побыстрее все это выразить в тексте, и его руки при компьютерном наборе текста не всегда поспевают за его мыслями. Пальцы наживают на клавиатуре порой не ту букву, не тот знак препинания. А мысль летит вперед и не замечает эти мелкие огрехи. Корректура призвана найти их и исправить.

Труд корректора в издательском деле считается высококвалифицированным и оплачивается по высоким ставкам, которые несколько ниже редакторских ставок. Обычно это в пределах 30-40 руб за 1 тыс. знаков. Но можно найти и опытных корректоров, работающих вне издательств, которые предлагают ставку  20 руб. В случае моей книги ее корректура по такой ставке обошлась бы в 52 тыс. руб. Есть возможность понизить эти расходы за счет обращения к молодым корректорам –фрилансерам на 20-30% (до 15 руб за 1 тыс. знаков). Это, видимо нижний предел стоимости работы корректора. В среднем производительность корректора за рабочий день достигает 100-150 тыс. знаков (до 40-50 страниц формата А4). В случае моей книги корректура заняла 1 календарный месяц.

 

Создание  оригинал-макета (верстка).

 Сигнальный экземпляр

 

Текст после корректуры становится исходным материалом для создания оригинал-макета книги, или ее верстки. Здесь обычный компьютерный односторонний (одностраничный) текст превращается в листовой (двусторонний текст с левыми и правыми страницами), снабженный колонтитулами и другими структурными элементами книги. В моем случае на создание оригинал- макета планируется 3 недели, а стоимость составляет 36 ты. рублей (в ряде издательств она доходит до 80 тыс. рублей).

Верстка завершается печатаньем сигнального экземпляра, который отсылается на согласование автору. Стоимость печати сигнального экземпляра входит в стоимость печати тиража в целом.

 

Печать тиража. Распределение тиража.

Доставка тиража автору

 

После утверждения сигнального экземпляра книги происходит печать тиража. Напечатанный тираж издательство делит на 2 части (в моем случае 16 экз. направляются в книжную палату России, а 14 – автору). Проблема возникает, если автор и издательство находятся в разных городах или странах. Доставка тиража автору происходит за счет автора, как правило, через службы экспресс-доставки. В моем случае задача доставить 14 книг общим весом в 28 кг из Москвы в Минск.

 

Выбор издательства и договор с ним.

Расчеты с издательством

 

Самое важное при издании книги за свой счет – это правильно выбрать издательство. Существуют мифы о том, что самые дешевые издательства находятся не в центральных городах, а в регионах, в провинциальных городах. Это не так. Сегодня рынок издательских услуг перенасыщен предложениями при дефиците спроса. Такая ситуация порождает конкуренцию, и она наиболее сильна именно в больших городах. Мой совет – не работайте с большими и агрессивными издательствами, а ищите небольшие издательства с бюджетными ценами (небольшие коллективы, малые накладные расходы). В зависимости от вашего выбора цена на ваш тираж может изменяться в 2-3 раза (по редактуре, по корректуре, по верстке, по печати). Всегда делайте запрос на издание вашей книги не в одно, а в 6-10 издательств. Вы – хозяин, вы инвестор, вы – благотворитель. Не заискивайте перед издательствами, а ведите с ними детальные переговоры до заключения договора.

 Важны методы расчета по договору, особенно если автор и издательство находятся в разных городах или странах (комиссии по банковским платежам могут различаться в разы).

  Успехов всем авторам от представителя уходящей натуры!

Минск, 29 июня 2024 г.

 





Категории:

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.