(Из моего архива)
Начну с отрывка из романа «Новые кроманьонцы». Цитирую:
Океанариум.
…«В пункте проката парням предложили несколько типов буксировщиков, от маленьких оранжевых сигар, удерживаемых руками, до заспинных, совмещённых с аквалангом.
Сергей выбрал два больших буксировщика последней модели. Они стояли у стены в двух метрах от края бассейна. Андрей ещё никогда не плавал на буксировщиках и Сергей стал объяснять ему их устройство.
- Смотри, - сказал он. - Вот в этой центральной сигаре находится литиевая аккумуляторная батарея. - И он указал на длинный жёлтый цилиндр сантиметров 25 в диаметре, с загнутым верхом, напоминающим петушиный гребень. Цилиндр стоял на полу, опираясь на коническую кольцевую насадку, внутри которой были видны два небольших соосных гребных винта.
- В нижней части сигары, - объяснял Сергей, - находится гребной электродвигатель. В верхней части - навигационные и гидроакустические приборы. Гребень предохраняет голову водолаза от случайного удара о препятствие, он обрезинен. На загнутом конце гребня, на уровне глаз водолаза, находится небольшой плоский экран. На нём высвечиваются: курс, скорость буксировщика, глубина погружения, время плавания и запасы воздуха в акваланге. В гребень также спрятан миниатюрный гидролокатор, который обнаруживает препятствия по курсу движения и даёт водолазу звуковой сигнал в наушники. Чем ближе препятствие, тем выше тон сигнала.
В гребне буксировщика, - продолжал Сергей, - находится также фара, антенны станции звукоподводной связи и пеленгатора для выхода водолаза на гидроакустический маяк. Маяк океанариума расположен у подводного входа в главный павильон, это сразу за бассейном. Для выхода на маяк необходимо нажать вот эту кнопку на правом плечевом упоре. При этом ты услышишь в наушниках сигналы маяка - "пи... пи... пи... пи...". Если маяк справа от тебя, то будет пищать в правом ухе, если маяк слева - в левом, если маяк прямо по курсу, то будут пищать оба наушника и мигать красная точка на экране. Вот и вся хитрость.
- А в верхней части сигары, видимо, акваланг? - спросил Андрей.
- Да, вот шланг с дыхательным автоматом на конце, который подключается к водолазной маске. Ну, что, будем одеваться?
- Давай. Только ты иди под водой первым, а я пойду за тобой. Мне ещё надо привыкнуть к этому буксировщику. Кстати, как он тянет, какая у него скорость?
- У него две скорости, малый ход - 3 км/ч и полный ход 5 км/ч. На полном ходу ты можешь идти два часа. Этого достаточно, чтобы всё осмотреть.
Парни одели чёрные гидрокостюмы из неопрена, ласты и маски.
Они подошли к буксировщикам. Сергей слегка присел и одел на плечи, покрытые мягкой резиной плечевые упоры, затем пристегнулся поясным ремнём, приподнял буксировщик и зашагал с ним к краю бассейна, шлёпая ластами. Андрей сделал то же самое.
- Ого, сколько же он весит?
- Шестьдесят килограмм, - ответил Сергей. - Включайся в акваланг и прыгай в бассейн. Если почувствуешь себя плохо, дёрни за кольцо на левом плечевом упоре. В каждом из упоров спрятаны надувные резиновые подушки. Они наполнятся воздухом и будут поддерживать твою голову над водой, а гидроакустические приборы станут подавать сигнал тревоги, который услышат спасатели или другие аквалангисты.
- Всё понял, - ответил Андрей. - Пошли в воду, а то девчата, наверное, нас заждались.
Сергей первым плюхнулся в бассейн спиной вниз, перевернулся и поплыл на ластах. За ним рухнул в воду Андрей. Сразу стало легко и свободно. Тяжести буксировщика как не бывало. Наоборот, он имел небольшую положительную плавучесть. В наушниках послышался гул, щелчки, свисты - это заговорил подводный мир, который кажется нам таким тихим и спокойным, когда мы стоим на берегу, и который на самом деле весь наполнен звуками. Человеческое ухо просто не воспринимает их, но гидроакустические приборы чутко улавливают звуковые волны.
Андрей поплыл за Сергеем и вдруг услышал в наушниках:
- Андрей, Андрей, как слышно? Приём.
- Слышу хорошо, а как ты слышишь меня? Приём.
- Нормально, - отозвался Сергей. - Теперь нам с тобой надо вывеситься. На выходе из бассейна лежат свинцовые груза. Возьми 3 - 4 штуки и положи в карманы гидрокостюма, пока не будет нулевой плавучести. Понял?
- Понял, - сказал Андрей.
Сергей подплыл к полочке с грузами и положил себе 4 свинцовые пластины в карманы штанин. Плавучесть стала слегка отрицательной, и он стал медленно погружаться. Андрей сделал то же самое.
Погрузившись на два метра, Сергей поплыл к большому освещённому проёму в стене бассейна - входу в океанариум. Ещё минута и оба аквалангиста оказались в туманной зеленоватой мгле. Вокруг исчезли всякие ориентиры, растворились берега, стены бассейна и лишь внизу, метрах в десяти, просматривалось песчано-каменистое дно, покрытое островками водорослей. Андрею стало не по себе, когда он завис над этой бездной. Но через несколько секунд он справился со страхом. Дно медленно приближалось, и уже стали хорошо различимы мелкие камушки, полосатые рыбки, снующие в водорослях, чёрные мидии, облепившие камни, красноватые морские звёзды, лежащие на песке.
- Проверь работу маяка, - раздался голос Сергея в наушниках.
Андрей нажал кнопку и услышал сигналы маяка в левом телефоне.
Он развернулся вправо и услышал сигналы в обоих телефонах, но красная точка не мигала.
- Маяк слышу в обоих телефонах, но красная точка не мигает, - сообщил он Сергею.
- Это потому, что ты идёшь от маяка, а не на маяк. Развернись на 180 градусов и увидишь красную точку.
Так оно и вышло. Покрутившись на месте и проверив работу приборов, парни убедились, что всё исправно.
- Теперь поплыли к наблюдательным камерам, курс 73 градуса, глубина 8 метров, - сообщил Сергей. - Включай малый ход и ложись на курс. Не теряй меня из виду. Иди чуть выше. Пошли.
Андрей увидел как буксировщик Сергея, описав дугу, лёг на курс и стал удаляться. Он поспешил включить ход, и его потянуло куда-то вверх и в сторону. Андрей беспорядочно задвигал руками, ногами и выскочил на поверхность. Оглядевшись, он немного прошёл по поверхности, потом заглубился и лёг на курс 73 градуса. Сергея впереди не было.
- Серёга, ты где? Я потерял тебя!
- Включи гидролокатор в режим "запрос - ответ" и выходи на сигналы моего гидроакустического ответчика, - услышал он знакомый голос.
Андрей включил свой гидролокатор и стал медленно разворачиваться то влево, то вправо, пока в наушниках не услышал автоответчик Сергея. На экране замигала красная точка.
- Есть! Я засёк тебя! - радостно сообщил он.
Через несколько секунд он обнаружил буксировщик Сергея метрах в 15-ти от себя. Тот висел почти у самого дна без хода.
- Давай ход, пошли, всё в порядке, - сообщил Андрей.
Сергей плавно тронулся с места и медленно пошёл вверх. Андрей устремился за ним.
- Как самочувствие? - послышалось в наушниках.
- Нормально, - ответил Андрей.
- Ты не уходи надолго со связи, говори что-нибудь. А лучше выходи вперёд. Я пойду за тобой.
Андрей включил полный ход и прошёл над Сергеем. Тот тоже включил полный ход и, выйдя на глубину 6 метров, устремился за приятелем, стараясь не потерять его из виду. Через несколько минут гидролокатор Андрея сообщил, что впереди по курсу препятствие, которое, судя по повышению тона, быстро приближалось. На экране заме6лькали цифры: 20; 15; 10; 5. Дна уже не было видно, зато впереди Андрей разглядел тёмную громаду скалистого острова.
- Стоп! - сказал он Сергею. - Впереди остров.
- Вижу, - ответил тот.
Они выключили буксировщики и поплыли вдоль стены на ластах»...
А теперь можно перейти и к конструкции описанного выше буксировщика водолазов.
Конструкция буксировщика.
В настоящее время, в связи со значительным уменьшением габаритов навигационной и гидроакустической аппаратуры, появилась возможность часть электронных приборов поместить в буксировщик. Это позволит освободить руки водолаза от буксировки указанных приборов, и использовать для выполнения других работ (см. книгу Ю.А. Берков // «Водолазная электроника»).
Например, в руках водолаз сможет буксировать либо инструмент для подводных работ, либо поисковую гидроакустическую аппаратуру, либо телевизионную камеру, навигационный планшет, магнитометр или звуковизор. Он также может производить сбор мидий, гребешков, трепангов и других морепродуктов, заниматься подводной охотой, геологоразведкой, обследованием затонувших предметов и т.д.
Задачей изобретения является создание буксировщика водолаза, обеспечивающего подводную навигацию, безопасность плавания и свободу рук водолаза.
Указанная задача решается путём создания заспинного буксировщика, имеющего, баллон воздуха высокого давления, встроенный приборный отсек, пульт управления с монитором, уравнительную цистерну и помпу с электроприводом, а также консоль, защищающую голову водолаза от ударов, на которой расположены фара, антенна эхолота и жидкокристаллический индикатор монитора.
Предлагаемый буксировщик может использоваться с нагрудным дыхательным аппаратом замкнутого или полузамкнутого типа (например, с ДА «Амфора»).
Конструкция буксировщика водолаза представлена на рис. 1.
Рис. 1. Буксировщик водолаза для дайвинга.
Буксировщик водолаза содержит: прочный цилиндрический корпус 1, расположенный на спине водолаза; узел крепления поясного ремня 2; прочный цилиндрический приборный отсек 3, расположенный за головой водолаза и являющийся продолжением корпуса буксировщика; прочную консоль 4, защищающую голову водолаза от удара; панели управления 5 и 6, размещённые по обеим сторонам консоли 4. На консоли 4 также можно установить небольшой обтекатель.
Сзади цилиндрический корпус буксировщика заканчивается кольцевой насадкой 7, внутри которой расположен гребной винт 8. Внутри корпуса буксировщика 1 находятся гребной электродвигатель 9, аккумуляторная батарея 10, уравнительная цистерна 11, размещённая побортно; водяная помпа 12 с запорной арматурой и с электроприводом, предназначенная для приёма и откачки воды в уравнительную цистерну.
Крепится буксировщик на водолазе с помощью поясного ремня 2, двух плечевых упоров 13 и одного подпружиненного пахового упора 14.
Приборный отсек 3 может содержать: цифровой магнитный компас, относительный (индукционный) лаг, абсолютный гидроакустический лаг; электронный датчик глубины погружения, электронные часы, гидролокатор секторного обзора по курсу движения, пеленгатор гидроакустических маяков, совмещённый с ЗПС; цифровой эхолот, счислитель пройденного пути и места буксировщика (БИНС), Wi-Fi радиолинию сотовой связи, GPS (ГЛОНАС) – навигатор.
Гидроакустическая антенна гидролокатора и пеленгатора 15 расположена в носовой части приборного отсека, антенна эхолота 16 и доплеровского лага расположена в торце прочной консоли 4. Рядом расположена фара 17. Там же на поворотном рычаге 18 расположен плоский жидкокристаллический индикатор 19 (дисплей).
На передней части консоли 4 закреплён резиновый амортизатор (гребень) 20 для смягчения возможных ударов о препятствия.
Используется буксировщик следующим образом.
На берегу или на катере буксировщик ставится кольцевой насадкой 7 на твёрдое основание. Водолаз надевает нагрудный дыхательный аппарат, подходит спиной к буксировщику и закрепляет его на теле. Взвалив буксировщик на спину, водолаз заходит или прыгает в воду.
Другой вариант состоит в том, что буксировщик заранее сбрасывается или опускается в воду с борта катера (судна).
При осушенной уравнительной цистерне 11 он имеет положительную плавучесть и находится на поверхности воды. Водолаз, подплывает к буксировщику снизу и надевает буксировщик на спину, используя поясной ремень, плечевые и паховый упоры.
Затем он производит вывеску системы "водолаз - буксировщик" с помощью приёма воды в уравнительную цистерну 11 (при этом отпадает необходимость использования водолазом жилета - компенсатора плавучести) и, включив нужные приборы с помощью кнопок и флажков панелей управления 5 и 6, начинает движение под водой. Глубина и курс движения регулируются с помощью ног и рук водолаза. Скорость буксировщика регулируется переключением секций аккумуляторной батареи или с помощью тирристорного регулятора.
Для использования GPS – навигатора или радиосвязи водолаз выключает ход, подвсплывает, становится вертикально, включает гребной винт и, балансируя руками, частично выходит из воды. Антенна GPS – навигатора принимает сигнал ИСЗ, а водолаз имеет возможность осмотреться по сторонам и разговаривать по Wi-Fi радиосвязи.
Обратный подъём буксировщика из воды на борт катера (судна) вместе с водолазом возможен с помощью двух человек или с помощью шлюпбалки. Для этого водолаз остропиливает прочную консоль 4 опущенным с борта катера (судна) фалом.
На пологий берег водолаз с буксировщиком может выйти самостоятельно. Ориентировочный вес буксировщика составит 50 – 60кг.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.