(Из моего архива)
Предположим, что мы живём в подводной базе, и каждый день используем носители или буксировщики водолазов для передвижения в районе подводных работ. Тогда у буксировщиков и носителей водолазов надо периодически заряжать аккумуляторные батареи. Если за день мы их разрядили, то ночью их надо зарядить. Но как это сделать, если все эти аппараты хранятся под водой?
Обычные контактные разъёмы применять нельзя. Солёная морская вода замкнёт их - она хорошо проводит электрический ток. Герметизирующиеся контактные разъёмы существуют, но они не достаточно надёжны, а в разомкнутом состоянии вообще не герметичны и приводят к короткому замыканию электрической цепи. Поэтому их питание надо как-то отключать и включать перед коммутацией под водой.
Но выход есть. Под водой можно зарядить аккумуляторы с помощью индукционных (трансформаторных) разъёмов. Суть их проста. На рис. 1. приведена схема индукционного разъёма.
Рис. 1. Схема индукционного (трансформаторного)
разъёма.
Цифрами на рисунке обозначены: 1 – прочный корпус носителя или буксировщика водолазов; 2 - Ш – образный ферритовый сердечник разъёма; 3 – катушка индуктивности; 4 – стальной стакан; 5 – пружинные защёлки; 6 – герметик (эпоксидная смола); 7 – провода идущие от катушки 3 внутри носителя (буксировщика) водолазов к выпрямителю; 8 – кабель, идущий от разъёма к мотор-генератору на берегу; 9 – обрезиненный корпус полуразъёма.
Работает разъём следующим образом.
В носителе или буксировщике водолазов, в их аккумуляторном отсеке или в отсеке электродвигателя (там воздух) устанавливается половинка трансформатора так, чтобы концы Ш - образного ферритового сердечника выходили наружу (в воду) через отверстия в прочном корпусе 1. Выступающие концы сердечника герметизируются с помощью эпоксидной смолы.
Провода 7 от катушки индуктивности идут на двухполупериодный вентильный выпрямитель (в аккумуляторном отсеке) и далее на аккумуляторную батарею (АБ) буксировщика или носителя водолазов.
При необходимости зарядки АБ, водолаз подплывает к буксировщику с другой половинкой трансформатора (обрезиненной) с идущим к ней кабелем от мотор-генератора.
Он надевает стаканы 4 на торчащие концы сердечника второй половинки трансформатора, установленной в буксировщике и закрепляет свою половинку разъёма с помощью пружинных защёлок 5. Теперь из двух половинок получился трансформатор. Индукционный разъём готов к использованию.
Другой водолаз (в подводной базе) подключает кабель к мотор-генератору обеспечивающего контейнера и в трансформатор поступает ток. Ток должен быть переменным (желательно стандарт 220 В, 50 Гц, но лучше 400 Гц, тогда разъём будет значительно меньше и легче), передаваемая мощность 500 - 1000 Вт.
Если мы живём в палатках на берегу, а носители или буксировщики водолазов забазированы под водой, то длина кабелей может составлять 50 – 60 м. Именно это расстояние и определяет дальность забазирования буксировщиков (носителей) водолазов от береговой черты, где находится мотор-генератор. Если это расстояние будет больше, то придётся вытаскивать буксировщики или носитель водолазов на берег.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.