Сферой научных интересов профессора Пименова была драматургия, в Литинституте он руководил семинаром драматургов-заочников. Для тех кто не знает, семинар на филологических факультетах — это дисциплина, как и любая другая, только без лекций, одни семинары, проходящие в виде обсуждений (в очном формате), либо письменных диалогов, в основном по линии преподаватель — студент. С наступлением эры Интернета стали возможны, как говорится, и другие варианты.
Лайфхаки начинающим литераторам находим в статье Пименова «Воспитание творчеством», опубликованной в номере 6 «Литературной учебы» от 1980 года.
Будущему литератору необходимо заразить себя духом творчества, жаждой поглубже погрузиться в материал, изучить все доступное ему по профессии.
Ведь что такое ремесло? Это бездумное и бесконтрольное повторение трафаретов, штампов, схем и моделей, перепроизводство фраз, лишенных смысла, и сто раз всеми виденных сюжетных картинок. И что такое искусство? Это создание гармоничных и красивых предметов. Единственных в своем роде. Искусство — это эстетика (ну и этика, если кто сильно любит Платона).
Литература только тогда становится настоящей, когда в ней есть идея и созданный автором художественный образ, когда все части в ней соразмерны и созвучны, когда космос возобладал над хаосом, а читатель узнал себя или знакомых ему людей в придуманных героях.
Желающим осваивать мастерство можно порекомендовать скачать программы дисциплин филологических факультетов, или факультетов журналистики, или того же Литинститута — раньше они были в свободном доступе у них на сайте, не знаю, как сейчас — и устроить школу на дому. В рабочих программах перечислены темы, которые осваивают студенты, иногда планы занятий, задания на семинары, списки учебной литературы, вопросы к зачету, разного рода тесты и контрольные задания — все, что нужно для полноценного изучения предмета.
Базовые дисциплины для литераторов это:
ФилософияИсторияРусский язык и культура речиИстория литературыТеория литературыИностранный язык (в объеме: понимать, говорить, читать художественные тексты)Данный совет имеет отношение к этике. Человек творческий в первую очередь учится видеть сильные стороны того или иного произведения. И только затем отрицательные. Литературная учеба подразумевает чтение огромного количества книг, статей, рецензий. Среди них обязательно встретятся написанные плохо и некачественно, а также и те, которые просто не нравятся (некоторые на дух не переносят или , но обязаны их прочесть, если хотят стать профессионалами). Ругать их для начинающих авторов — табу.
Объясняя свою позицию, Пименов ссылается на Станиславского:
На первых курсах, говорил Станиславский, я учил бы людей писать только положительные рецензии, отмечать только достоинства в тех или иных произведениях искусства. Писать и говорить положительно об искусстве, считал Станиславский, — дело самое трудное. И только много позже, когда люди научатся хвалить друг друга, уметь говорить доброе слово, они будут иметь право на критику, на упрек, на разговор о недостатках.
Тренируясь в написании рецензий, аннотаций и разного рода отзывов всегда сначала похвалите, укажите на сильные стороны текста, на его достоинства, попробуйте проникнуть в авторский замысел (что хотел сказать автор своим произведением?) и только потом переходите к недостаткам и критике. Да и то последнюю необязательно выносить на всеобщее обозрение. Можно тихомолком сделать выводы для себя, а негативные замечания не писать совсем никуда. Мир и без них проживет.
Пименов, как сказано выше, преподавал у драматургов-заочников, поэтому естественно, базовой дисциплиной была «Теория драмы».
Однако, драматургию (другое название теории драмы, по аналогии с литературоведением — теорией литературы) стоит изучать не только тем, кто хочет создавать пьесы. Современная литература в большинстве своем именно драма, и все кто пишет романы, повести и рассказы (а также фельетоны, репортажи, очерки и посты в блоги) чаще всего имеют дело именно с этим родом литературы.
Литературных родов, как мы помним, три штуки: эпос, лирика, драма. Если разбивать их по техникам изложения, то эпос — это повествование и описание, драма — диалоги и монологи, лирика — стихи. Положа руку на сердце, сколько эпических произведений вы можете назвать? «Илиада» и «Одиссея» не в счет, поскольку уже там проступают черты драмы:
Слово окончил и сел Фесторид. И с места поднялся
Сын Атрея, герой Агамемнон пространнодержавный.
Гневом пылал он. В груди его мрачное сердце ужасной
Злобой наполнилось. Ярко глаза загорелись огнями.
Прежде всего он Калхасу ответил, зловеще взглянувши:
«Бед предвещатель! Хорошего ты никогда не сказал мне!
Вечно приятно тебе только бедствия людям пророчить.
Доброго слова ни разу ты нам не сказал, не поведал...»
... и так далее по тексту. Перед нами диалог, не так ли? А значит кусочек драмы. В эпической «Илиаде».
Пройдя полный курс «Теории драмы», студенты понимают, по каким законам строится сюжет, как создается конфликт, как произведение обретает форму, а стиль законченность и красоту. И самое главное они постигают законы драматического искусства.
Изучив теорию, можно переходить к практике: писать этюды, сценки, диалоги на заданную тему или ситуацию (предлагаемые обстоятельства в методике Станиславского), используя теоретический багаж. Попробуйте начать пьесу водевильно, смешно или трагически, при этом не обязательно ее заканчивать. Просто смотрите, как в реальности реализуются законы драмы. Публикуйте этюды в блоге и следите за реакцией на них друзей и подписчиков.
Методические рекомендации по «Теории драмы» самого Литинститута можно . Здесь лежат Московского государственного института культуры. А объемистая Рабочая программа дисциплины «Теория драмы» Челябинского государственного института культуры. Фраза «теория драмы программа дисциплины» прекрасно гуглится, по ней находится масса программ, похожих на перечисленные выше.
Продолжение в следующей статье
Источник:  https://booksnt.ru
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.