Монолог 1. О философии, которая расширяет, углубляет, просвещает
и обогащает человеческое сознание.
Термин “философия” (от греч. phileo люблю + sophia мудрость) ввел в научный оборот, как известно, древнегреческий философ, религиозный и политический деятель Пифагор Самосский (570-496 до н.э.; в 530 г. открыл в Кротоне – греческой колонии в Южной Италии - первую в мире философско-религиозную школу, образовав на ее основе пифагорейский союз или пифагорейское братство; пифагореизм как философское направление существовал до 2-1 вв. до н.э., позже трансформировался в неопифагореизм, а в 1-2 вв. стал составной частью неоплатонизма; философия зародилась у древних греков, но они считают первым философом не Пифагора, а Фалеса из Милета, у ученика которого, Анаксимандра, проходил обучение и Пифагор). Об этом античный историк философии Диоген Лаэртский (180-240; труд в 10 т.”Жизнеописания и мнения знаменитых философов”) писал так: “Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром], впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек... философ – это просто тот, кто испытывает стремление к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ”.
Тот же автор писал далее об античной философии: “философия поначалу знала только один вид рассуждений – физический [речь идет об ионийской, милетской школе – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит из Эфеса]; Сократ ввел второй – этический [учение ионийцев перенес в Афины ученик Анаксагора и учитель Сократа физик Архелай], а Платон [ученик Сократа] - диалектический и тем завершил философию [о Платоне и его методе – “Он первым ввел в рассуждение вопросы и ответы...Диалектика же есть искусство доводов, служащее утверждению или опровержению в вопросах и ответах собеседников...Диалог есть речь, состоящая из вопросов и ответов, о предмете философском или государственном...”]”.
Зачем же философия нужна людям и, в частности философам? На этот вопрос древнегреческий философ, ученик Сократа и продолжатель философии Платона, основоположник философского направления киников Антисфен отвечал “Умение беседовать с самим собой” [сегодня многим людям не хватает этого важного умения, что является одной из причин их помешательства на соцсетях и бесконечных обменах короткими, малозначащими фразами или смайликами, что порождает у них иллюзию общения, диалога и даже “размышления”], а его ученик Диоген Синопский – “По крайней мере, готовность к всякому повороту судьбы [опять же, многие ли готовы к коренному изменению своей специальности, образа жизни, местожительства и т.п.?]”. Через много веков нечто похожее говорил и немецкий философ-волюнтарист-пессимист Артур Шопенгауэр: ”Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат [как это созвучно сократовскому: “Сколько же есть вещей, без которых можно жить!”]”.
Вспомним вкратце еще несколько афоризмов мыслителей на тему философии, науки, знания: Сократ “Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество”, Гегель “Философия как наука разума предназначена для всех”, Гельвеций ”Философия, как это доказывает этимология самого слова, состоит в любви к мудрости и в поисках истины”, Декарт ”Нет для государства большего блага, как иметь истинных философов [в смысле ученых, ибо в 17-ом веке наука была составной частью натурфилософии – Г.А.Л.], Фрэнсис Бэкон “Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею”, Цицерон”Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею”, Пуанкаре “Математика должна помогать философу углубляться в понятия числа, пространства и времени [вспомним, что над входом в афинскую Академию Платона была надпись “Да не войдет незнающий математики”]”.
Но, хватит цитат. Вернемся в современность. Как известно, философия это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и человеческого мышления. Вся суть и прелесть философии именно в этом – наиболее общих законах, которые выражаются наиболее общими, широкими, глубокими мыслями – философскими понятиями и категориями. И в этом же главная трудность усвоения философии – ее всеобщность. Для ее понимания надо овладеть умением быстро развертывать в уме общие, абстрактные, отвлеченные понятия в цепочки, ряды конкретных представлений, которые скрываются за общностью, широтой и глубиной философских категорий. Иначе будет как в присказке :”Слышен звон, до что толку в нем” или “Смотрю в книгу, а вижу фигу”.
И последнее. Я подвел читателя к важному событию в современной философии - интернет-издание моей книги “Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)”, над которой я напряженно работал более 10 лет (отдельные ее фрагменты уже публиковались по мере написания, но здесь впервые собраны вместе, оформлены в едином стиле, снабжены аннотацией, оглавлением, предисловием и справочным материалом). Прочтите ее - не пожалеете потраченного времени. Уверен, что она значительно обогатит, просветлит, расширит и углубит ваше сознание и мышление. Успехов всем!
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.